Автопутешествие началось в Алтайском крае и пройдет по всему тракту плоть до границы с Монголией. До 70 процентов всех туристов прибывают на Алтай именно по Чуйскому тракту. За год по нему проезжают до двух миллионов туристов. Сегодня это самая загруженная трасса, и ее пропускной способности уже не хватает, чтобы принять такой поток путешественников. Поэтому двухполосную дорогу расширяют. И первая остановка автопробега - открытие двух участков трассы в Первомайском районе Алтайского края. Их расширили до четырех полос.
Следующий привал участники автопробега сделали в Бийске, который еще называют автомобильной столицей Алтая. Именно отсюда до 1961 года начиналась дорога-именинница, пока ее не продлили до столицы Сибири. У Музея Чуйского тракта гостей ждала выставка отечественных ретроавтомобилей. Все желающие могли сделать селфи около "Чайки", "Победы", старинных ЗИСов и ЗИЛов, в том числе знаменитой полуторки, на которой в середине прошлого века перевозили грузы и по Чуйскому тракту.
- Ровно сто лет назад, 26 мая 1922 года, тракту был официально присвоен статус дороги государственного значения, - рассказала научный сотрудник Музея Чуйского тракта Татьяна Порубова. - Но на самом деле история Чуйского тракта насчитывает не одно тысячелетие. Упоминания о нем встречаются еще в старинных китайских летописях.
Ученые считают, что в древности он был ответвлением Великого шелкового пути. Там, где сейчас расположен Чуйский тракт, всегда пролегали древние тропы, которые связывали Сибирь с Центральной Азией и вели в "китайское царство". В долине реки Чуи шла основная торговля, а торгующих здесь купцов звали чуйцами. По названию реки позже назвали и дорогу.
Строить тракт для колесной техники начали уже при советской власти, после подписания соглашения о сотрудничестве с Монголией. Хотя федеральный статус он получил в 1922 году, но масштабное строительство здесь началось только в середине 1930-х годов. Именно тогда по дороге начали ходить автомобили. Правда, в годы Великой Отечественной войны по тракту вновь потянулись караваны верблюдов. Они везли из Монголии для советской армии продовольствие.
...Далее автопробег отправился в Горно-Алтайск. Следующие три дня участникам предстоит проехать по самым живописным местам Чуйского тракта. Недаром журнал National Geographic включил его в пятерку самых красивых дорог мира. Живописные лесные, степные и горные пейзажи, множество археологических, исторических, культурных и природных памятников, расположенных на пути следования, делают эту дорогу очень притягательной для туристов. В Алтайском крае путешественники могут по ходу следования посетить музей космонавтики им. Титова, музей поэта Роберта Рождественского, музей-заповедник писателя Василия Шукшина, спуститься в Тавдинские пещеры, подняться на гору Бабырган, отдохнуть на озере Ая, в особой туристической зоне "Бирюзовая Катунь".
Не меньше достопримечательностей ждет туристов и в Республике Алтай. Участники юбилейного автопробега остановятся у памятника писателю, исследователю Алтая Вячеславу Шишкову, на Семинском перевале и перевале Чике-Таман, посетят памятник Кольке Снегиреву, посвященный водителям Чуйского тракта, увидят древние наскальные рисунки в урочище Калбак-Таш и знаменитый Ининский мост - первую в мире подвесную двухцепную переправу, построенную в 1936 году.
Современный Чуйский тракт (федеральная трасса Р-256) начинается в Новосибирске, проходит по территории Алтайского края, пересекает всю Республику Алтай и заканчивается в селе Ташанта на границе с Монголией. До 1961 года начало трассы было расположено в Бийске Алтайского края. Сегодня общая протяженность тракта составляет 963 километра (с учетом подъездных дорог 1155 километров) с почти двумя сотнями объектов придорожного сервиса - автозаправок, моек и станций техобслуживания, мотелей, кафе и торговых точек.