Итак, по статистике, каждое седьмое ДТП происходит с участием детей. В прошлом году с участием несовершеннолетних было зарегистрировано 15 849 ДТП, в которых погибли 554 и получили ранения 17 289 детей. Это почти 12 процентов от общего количества ДТП.
Надо отметить, что число автоаварий и пострадавших в них детей в прошлом году снизилось на 4,7 % и 4,9% соответственно. Однако число погибших выросло на 6,1%. При этом несовершеннолетние все реже попадают в ДТП по собственной неосторожности. Уверенное снижение этого показателя на протяжении нескольких лет - следствие того, что обучению правилам безопасного поведения на дорогах уделяется самое пристальное внимание. Но дети по-прежнему страдают по вине тех, кто их перевозит.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - основное направление федерального проекта "Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги". Ежегодно Госавтоинспекция проводит более 30 тысяч профилактических мероприятий: плановые рейды, тематические акции, занятия с детьми, родителями и педагогами. Совместно с органами образования, здравоохранения и общественными организациями проводятся масштабные социальные кампании.
Результаты этой работы очевидны. Но очевидно и то, что дети обучаются быстрее, чем их родители. В Госавтоинспекции обратили на это внимание. Так, подмосковная Госавтоинспекция начала применять практику сплошной проверки перевозки детей. Она аналогична практике сплошной проверки на трезвость. То есть останавливаются все машины подряд. И если в салоне оказывается ребенок, проверяется правильность его перевозки.
Напомним, что в каждом шестом ДТП с детьми-пассажирами зафиксированы нарушения правил их перевозки. Проще говоря, дети перевозились без детских удерживающих устройств. Смертельные травмы получил каждый третий ребенок.
Типичное заблуждение водителей-родителей: если ехать недалеко, то и пристегивать детей необязательно. Но, как показывает практика, большинство аварий происходит в первые 40 минут с момента выезда автомобиля. Даже если водитель предельно аккуратен и соблюдает все требования Правил дорожного движения, нельзя не принимать во внимание то обстоятельство, что ты не один на дороге - есть другие водители, и ты не можешь поручиться за их действия.
Статистика аварийности и результаты множества исследований убедительно демонстрируют, что детское автомобильное кресло спасает ребенка от гибели в большом количестве случаев. Поэтому тех, кому еще нет 12 лет, следует перевозить в нем. И не только на переднем сиденье, как того требуют ПДД, но и на заднем. Так вы надежнее защитите ребенка на случай аварии. К сожалению, есть родители, которые пренебрегают даже обязательными средствами пассивной защиты.
Только в Москве в первом квартале этого года в столкновениях транспортных средств пострадали 79 детей-пассажиров. При этом 15 из них перевозились без детских кресел или непристегнутыми ремнями безопасности. Казалось бы, кто, как не родители, в первую очередь должны заботиться о безопасности своих детей. Но нет! И на полосу встречного движения с детьми-пассажирами выезжают, и скорость превышают, и даже садятся за руль в нетрезвом состоянии.
Напомним, что в проекте нового Кодекса об административных правонарушениях заложена такая новелла, как повышенная ответственность для водителей в состоянии опьянения, которые перевозят детей. Если обычно за управление транспортным средством в состоянии опьянения предусмотрен штраф 30 тысяч и лишение прав на 1,5 - 2 года, то при таком обстоятельстве, как перевозка детей, штраф вырастет до 50 тысяч, а лишиться прав можно будет на 3 года. Впрочем, когда будет принят этот проект - неизвестно. Но очевидно, что повышенную ответственность за нарушение правил при перевозке детей нужно вводить уже сейчас.
Еще один сезонный фактор детского дорожно-транспортного травматизма - это подростки на скутерах и мопедах. Любящие родители теперь дарят их детям по случаю окончания учебного года. Прежде покупали велосипед. Но дети растут, растут и их потребности. Поэтому подарили мопед. Про то, что на управление мопедом необходимо получить водительское удостоверение соответствующей категории "М", а получить его можно только после прохождения обучения и сдачи соответствующих экзаменов в Госавтоинспекции и строго с 16 лет, плюс наличие мотошлема и защитной экипировки, об этом как-то забывают. Последствия этой забывчивости могут оказаться самыми трагическими. В прошлом году в полтора раза выросло число погибших детей, которые управляли мопедами и приравненными к ним транспортными средствами. Ни прав, ни соответствующей подготовки у них не было. Возрастом не вышли.
При развитии различных новых средств передвижения - электросамокатов, гироскутеров, моноколес - возникает новая опасность. Многие из них по техническим характеристикам соответствуют мопедам, а то и мотоциклам. Они способны развивать скорость более 80 км/ч, а значит, управлять ими без специальной подготовки и экипировки попросту нельзя. Но родители зачастую не принимают это во внимание, наивно полагая, что это всего лишь модная игрушка. Только вот эта игрушка может стать последней в жизни ребенка.
Кстати, согласно данным официальной статистики аварийности, наибольшее количество ДТП с детьми-водителями происходит в июле.
Безответственное поведение взрослых - это наследие прежних времен, когда правовой нигилизм был едва ли не социальным трендом. Но времена изменились, и нравы все-таки меняются. В том числе и благодаря активной пропагандистской работе Госавтоинспекции, которая ведется и со взрослыми, и с детьми. Что касается детей, то в первую очередь внимание уделяется отработке наиболее эффективных методов привития навыков безопасного поведения на дороге. Одним из таких методов могло бы стать так называемое непрерывное обучение. Его давно пытается продвигать Госавтоинспекция. Суть в том, что обучение этим навыкам идет непрерывно, начиная с детского сада и до студенческой скамьи. Есть интересный зарубежный опыт. Так, в Германии детям перед выпуском из детского сада вручают права на велосипед. Понятно, что никакого официального статуса эти права не имеют. Но ребенок осознает свой новый статус - участника дорожного движения на велосипеде. Он горд этим и, как следствие, более ответственно относится к своим новым обязанностям.
Можно предположить, что если бы по итогам непрерывного обучения выпускник школы мог сдать экзамен на право управления ТС и получить водительское удостоверение, это бы только повысило грамотность детей в области дорожной безопасности. Стимул очевиден.
Говоря о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма накануне каникулярного сезона, нельзя обойти такую важную тему, как организованные перевозки детей.
Только за три месяца этого года сотрудниками Госавтоинспекции Москвы было рассмотрено почти 16 тысяч уведомлений об организованной перевозке групп детей автобусами. Из них почти тысяча уведомлений возвращены со статусом "перевозка не рекомендована".
При этом в отношении организаторов перевозок составлено более 650 административных материалов. А штрафы в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены немалые. Для водителя - от 3 до 5 тысяч рублей, на должностные лица от 25 до 50 тысяч, для юридических лиц - от 100 до 200 тысяч рублей. Причем такой штраф может получить как обычная школа, так и автопредприятие.
Российская Госавтоинспекция напоминает, что организованная перевозка группы детей - это перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
Для организованной перевозки групп детей установлены правила. Одно из обязательных требований - подача уведомления о такой перевозке. Сделать это можно двумя способами: обратиться в районное подразделение Госавтоинспекции по месту начала такой перевозки или заполнить форму на официальном сайте (гибдд.рф).
В случае если организованная перевозка группы детей осуществляется одним или двумя автобусами, такое уведомление подается не позднее 48 часов до начала перевозки в междугородном сообщении и не позднее 24 часов до начала перевозок в городском и пригородном сообщениях.
Если перевозка осуществляется тремя и более автобусами, подается заявка на сопровождение автобусов патрульным автомобилем в региональное управление Госавтоинспекции не менее чем за 10 дней до даты старта.
При рассмотрении таких уведомлений автоинспекторы проверяют информацию о наличии действующего права управления у водителя, его стажа вождения, лицензии на осуществление перевозки пассажиров, сведений об обязательном прохождении государственного технического автобуса и наличии ОСАГО. А также историю водителя на предмет наличия нарушений Правил дорожного движения.
Все правила продуманы, прописаны и законодательно закреплены. Следить за тем, чтобы они выполнялись, - обязанность Госавтоинспекции. И все-таки в первую очередь за жизнь и здоровье детей отвечают родители. Там, где речь идет о безопасности ребенка, нет места пресловутому человеческому фактору - неосторожности, некомпетентности, правовому нигилизму, лени, желанию сэкономить на транспортных расходах… Ни по закону, ни по совести.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги".