Пресненский суд Москвы вынес приговор по уголовному делу в отношении 22-летнего Чынгыза Султашова. Он стал первым в истории отечественного права осужденным по ч. 1 ст. 264.2 УК РФ - за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами. Эта новая часть статьи Уголовного кодекса начала действовать с 10 января нынешнего года.
Как сообщила корреспонденту "РГ" руководитель пресс-службы прокуратуры Москвы Людмила Нефедова, установлено, что в 2019 году мировой суд назначил Султашову штраф в 5 тысяч рублей за выезд на встречную полосу. Он этот штраф оплачивать не стал. В августе 2020 года он вновь выехал на встречку и, согласно постановлению мирового судьи, был лишен права управления транспортными средствами сроком на 1 год.
Однако Султашов водительское удостоверение в установленном законом порядке не сдал и продолжал ездить на машине. 19 февраля 2022 года, управляя Hyundai Elantra, на Большой Никитской он обогнал пассажирский автобус, выехав на полосу встречного движения.
Нарушение зафиксировал инспектор ДПС, который его остановил и составил протокол об административном правонарушении. С учетом позиции Пресненской межрайонной прокуратуры суд назначил ему штраф в 200 тысяч рублей и лишил права управлять транспортными средствами на три года.
Напомним, что статьей 264.2 УК введена уголовная ответственность за повторное нарушение, связанное с превышением скорости от 60 до 80 км/ч и более 80 км/ч, а также выездом на полосу встречного движения, допущенное водителем, лишенным прав за аналогичные правонарушения. Единственное исключение - действие статьи не распространяется на случаи автоматической фиксации нарушений камерами.
Сейчас в Госдуму внесены новые поправки в Уголовный кодекс, а также в Кодекс об административных правонарушениях. Они предусматривают уголовную ответственность за совершение очередного нарушения водителем, лишенным прав. Вплоть до конфискации автомобиля. Но совершить весь этот набор нарушений - не так-то просто.
Сначала водитель должен совершить нарушение, которое влечет лишение прав. Например, выезд на встречку, либо проезд на красный свет, либо превышение скорости более чем на 60 км/ч.
Потом он должен совершить второе нарушение, которое будет квалифицироваться как повторное и повлечет лишение прав. Затем, уже будучи лишенным прав, он должен еще совершить соответствующее нарушение, чтобы его привлекли к уголовной ответственности по новой статье Уголовного кодекса. А уже затем снова сесть за руль без прав и совершить еще одно нарушение, чтобы попасться в руки инспектору на дороге. И только тогда, помимо жестких сроков и страшных уголовных штрафов, ему будет грозить конфискация автомобиля. Очевидно, что такие меры будут действовать, что называется, в сугубо индивидуальном порядке. Очень сложно найти таких нарушителей.
Между тем главный вопрос обеспечения безопасности на дорогах - привлечение лихачей к ответственности - до сих пор не решен. В частности, в правилах есть пункт, запрещающий опасное вождение. Однако ответственности за это опасное вождение до сих пор не предусмотрено.
Недавно в Москве произошло ДТП, виновник которого совершил до этого более 260 нарушений. Но все штрафы он оплатил. Годом ранее произошло ДТП, виновник которого совершил почти 600 нарушений, и они были зафиксированы камерами фотовидеофиксации. Но все штрафы он также оплатил в установленные сроки, да еще и со скидкой.
По закону таким водителям и предъявить нечего. Получается, что своевременная уплата штрафа - индульгенция на дальнейшие нарушения. То есть это просто платный проезд для лихачей. И с этим пока никто и никак бороться не собирается. Ответственности за систематическое нарушение правил у нас не предусмотрено. Хотя очевидно, что чем больше у автовладельца нарушений, тем выше риск, что он попадет в аварию, причем с жертвами.