31.05.2022 15:08
Общество

31 мая в истории науки: Собачье золото, электровоз и тайна весла

Текст:  Андрей Цунский
В этот день в 1578 году английский путешественник и ученый Мартин Фробишер отправился в плавание во главе флотилии из 15 судов и кораблей. Кроме этих профессий у него было еще несколько - капер, судовладелец, работорговец, колонизатор, коммерсант - в общем, человеком он был разносторонним. И за год до этой экспедиции он открыл Баффинову землю, на которой нашел индейцев-инуитов, "похожих на татар, с длинными черными волосами, широкими лицами и плоскими носами, одетых в тюленьи шкуры". Но главное - он нашел там много черной руды с золотистыми вкраплениями. В результате в марте 1577 года была основана "Китайская компания", пайщицей которой стала сама королева Елизавета I: "добрая королева Бесс" внесла тысячу фунтов стерлингов и снарядила 200-тонное судно "Эйд" - на деньги короны.
/ Евгений Одиноков/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Фробишер был назначен "главным адмиралом всех морей, озер, земель и островов, стран и мест, вновь открываемых". В результате он потерял лишь два корабля - один затонул, второй дезертировал, но все же добыл 1300 тонн золотой руды и в октябре доставил груз в Лондон. Тут-то и выяснилось, что Фробишер привез королеве миллион с лишним килограммов… пирита, или "собачьего золота", "золота дураков". Пирит состоит из серного или железного колчедана, и переработка его до сих пор считается экономически невыгодной. Еще адмирал распробовал в походе айсберг на вкус, выяснил, что тот пресный, и выдвинул теорию, что айсберги зарождаются на суше и только потом как-то оказываются в море. В дальнейшем Фробишера использовали как разбойника и капера - это у него уж точно получалось лучше.

В этот же день и в том же самом 1578 году несколько римских дорожных строителей во время земляных работ на Салярской дороге обнаружили под грунтом древние плиты с изображениями и надписями. Древние катакомбы не слишком интересовали рабочих, так что они завалили их до 1921 года. Однако итальянец Антонио Бозио, изучавший философию, филологию и юриспруденцию, под впечатлением от находки решил изменить свою жизнь - и посвятил ее исследованиям катакомб и по итогам исследований решил опубликовать книгу. Однако нанятые им художники, копируя найденные изображения, допустили массу ошибок. Древнее изображение Иисуса "Добрый пастырь" было обозначено как "Крестьянка", Ноя в ковчеге обозвали молящимся мучеником, а отроков в пещи в геенне огненной перепутали с Благовещением.

В этот же день, но в 1836 году английский изобретатель Фрэнсис Петтит Смит катался по озеру на паровом катере собственной конструкции, в которой гребное колесо заменял архимедов водоподъемный винт - только здесь он отталкивался от воды и приводил судно в движение. Однако в этот день Смит стукнул "подводный штопор" о камень и сломал его, на ступице остался только один виток. И после этого вдруг катер… значительно прибавил скорость! Так родился гребной винт. Возможно, это сказка - про озеро, поломку - допустим. Но точно известно, что гребной винт запатентован в 1836 году и навсегда изъял из обращения громоздкие колеса. И тем не менее, если (теоретически) КПД гребного винта можно поднять до 75%, то есть все же одно устройство, у которого КПД выше! И вы его знаете. Это… обычное весло.

30 мая в истории науки: Третья экспедиция Колумба, первое ДТП и рогатый кенгуру

В этот же день в 1879 году в Берлине открылась первая в мире электрическая железная дорога, и перед изумленной публикой проехал поезд без единого намека на дым! Поезд был разработан фирмой Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske (S&H) - ныне просто Siemens, конструктором был сам основатель фирмы, предприниматель, инженер и ученый Эрнст Вернер фон Сименс. Мощность - 2,2 кВт, скорость - 7 км/ч, напряжение в сети - 150 В, длина линии - 300 м. Демонстрация проходила на Германской промышленной выставке. Кто бы мог подумать, что именно этот "электровозик из Ромашкова" станет будущим железных дорог! А ведь в Лондоне уже 16 лет пассажиры метро жаловались, что от угольного дыма и пыли режет глаза! Им придется потерпеть: электропоезда придут в метро только через 15 лет.

Наука История