В документе содержатся сведения об оценке эффективности работы по оказанию бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации, об основных показателях деятельности государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, а также об оптимальных направлениях развития в указанной сфере.
В 2021 году бесплатная юридическая помощь была оказана в 366 088 случаях, из них 265 435 государственными юридическими бюро и адвокатами, 61 068 негосударственными центрами оказания бесплатной юридической помощи, 39 585 юридическими клиниками.
В свою очередь, граждане, обратившиеся в государственные юридические бюро, получили бесплатную юридическую помощь в 154 735 случаях, адвокатами такая помощь была оказана 110 700 раз.
На начало 2022 года в Российской Федерации свою деятельность ведут 28 государственных юридических бюро (в 2021 году новые государственные юридические бюро появились в Республике Северная Осетия - Алания и Кабардино-Балкарской Республике). Несмотря на то, что такие учреждения действуют только в одной трети от общего количества регионов в стране, показатели госюрбюро по оказанной гражданам помощи, превышают показатели помощи, оказанной адвокатами.
Таким образом, данные, приведенные в мониторинге, свидетельствуют о востребованности государственных юридических бюро и необходимости их создания во всех субъектах Российской Федерации. Наличие системы госюрбюро, имеющих в штате профессиональных юристов, оснащенных необходимой инфраструктурой, позволит обеспечить надлежащую защиту прав и законных интересов социально незащищенных категорий граждан в сложных жизненных ситуациях, снизит число правовых конфликтов, повысит уровень правовой культуры и правового просвещения граждан.
Кроме того, доклад содержит сведения о мерах, предпринимаемых Минюстом России для повышения доступности бесплатной юридической помощи: о закупке специальных автомобилей в целях организации выездных пунктов для проведения консультаций, создании общероссийской цифровой платформы для получения бесплатной юридической помощи, а также разрабатываемых законопроектах.
Доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 324-ФЗ) Министерство юстиции Российской Федерации публикует доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, о состоянии и развитии государственной системы бесплатной юридической помощи, об оценке эффективности функционирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и использовании соответствующих бюджетных ассигнований за 2021 год.
1. Общие положения
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Российская Федерация в процессе развития гражданского общества обязана не только признавать, соблюдать права и свободы человека, но и обеспечивать их защиту и свободную реализацию. Юридическая помощь выступает одним из важнейших правовых средств, необходимым элементом механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных российским законодательством, такая помощь оказывается бесплатно.
В развитие вышеуказанной статьи Конституции Российской Федерации принят Федеральный закон № 324-ФЗ, которым установлены основные гарантии реализации гражданами прав на бесплатную квалифицированную юридическую помощь. Федеральный закон № 324-ФЗ устанавливает, в частности, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, а также деятельности по правовому информированию и правовому просвещению. Данный Федеральный закон определяет цели и содержание государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, основные принципы и виды оказания бесплатной юридической помощи.
Также Федеральным законом № 324-ФЗ установлены минимальный перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень случаев ее оказания, при этом предусматривается возможность их расширения на уровне субъектов Российской Федерации.
В рамках Федерального закона № 324-ФЗ бесплатная юридическая помощь может быть получена гражданами в государственной и негосударственной системах оказания такой помощи.
Основу государственной системы предоставления бесплатной юридической помощи составляют органы исполнительной власти федерального и регионального уровней, органы управления государственных внебюджетных фондов, государственные юридические бюро и адвокаты.
Негосударственная система формируется на добровольной основе и состоит из негосударственных центров бесплатной юридической помощи, создаваемых некоммерческими организациями, профессиональными объединениями юристов, и юридических клиник, создаваемых образовательными учреждениями высшего профессионального образования.
2. Организация бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации
На территории субъектов Российской Федерации эффективность реализации государственной политики в сфере обеспечения граждан бесплатной юридической помощью гарантируется своевременным и исчерпывающим принятием органами государственной власти регионов необходимых организационно-правовых решений.
В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации приняты региональные законы в сфере обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, направленные на реализацию Федерального закона № 324-ФЗ.
Определены органы исполнительной власти, уполномоченные в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, на которые возлагается ответственность за организацию оказания такой помощи государственными юридическими бюро (иными государственными учреждениями) и (или) адвокатами.
Вместе с тем во многих субъектах Российской Федерации не обеспечено должное финансирование участников государственной системы бесплатной юридической помощи.
Одним из полномочий субъектов Российской Федерации является установление дополнительных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, в том числе расширение перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи, определение порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и обеспечение исполнения соответствующих решений. Данные полномочия в большинстве субъектов Российской Федерации являются средством повышения социальной защищенности граждан, проживающих на данных территориях.
На начало 2022 года дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи установлены в 82 субъектах Российской Федерации.
В 2021 году рядом регионов расширен перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, дополнительно к уже установленным региональными законодательными актами (республики Ингушетия, Марий Эл, Саха (Якутия), Удмуртская, Чеченская, Чувашская республики, Ханты- Мансийский автономный округ - Югра, Алтайский и Краснодарский края, Амурская, Белгородская, Владимирская, Вологодская, Курганская, Курская, Липецкая, Магаданская, Нижегородская, Орловская, Ульяновская области), а также перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи (республики Ингушетия и Мордовия, Удмуртская и Чувашская республики, Владимирская и Магаданская области).
При принятии соответствующих решений в первую очередь учитываются вопросы, имеющие особую социальную значимость при учете специфики региона. В ряде субъектов Российской Федерации такие решения приняты в отношении:
медицинских и иных работников медицинских и других организаций (их структурных подразделений), в том числе по вопросам, связанным с предоставлением выплат, обусловленных работой в условиях новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Вологодская, Курская, Ульяновская области);
граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, включенных в реестр пострадавших граждан, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (Чеченская и Чувашская республики, республики Ингушетия и Мордовия, Курганская и Орловская области);
граждан, имеющих на иждивении трех и более детей (многодетные) (Республика Ингушетия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Амурская и Курская области);
граждан, признанных потерпевшими в рамках уголовного дела от действий должностных лиц (или) деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов, — по вопросам, связанным с обеспечением и защитой их прав (Липецкая область);
инвалидов III группы (Республика Удмуртия, Белгородская и Курская области);
беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (Республика Ингушетия, Краснодарский край, Липецкая и Орловская области);
граждан, которым присвоен статус "Дети войны" (Чувашская Республика, Республика Саха (Якутия), Курская область);
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф (Республика Ингушетия, Чувашская Республика, Курская и Нижегородская области).
Также одним из важных вопросов организации оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации является определение основных участников государственной системы бесплатной юридической помощи, то есть принятие решения о создании государственного юридического бюро и (или) привлечении адвокатов.
3. Деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи. Развитие сети государственных юридических бюро в субъектах Российской Федерации
Основная работа по оказанию бесплатной юридической помощи в соответствии со статьей 20 Федерального закона № 324-ФЗ проводится государственными юридическими бюро и (или) адвокатами, участвующими в государственной системе бесплатной юридической помощи.
Всего по данным мониторинга за 2021 год 32 247 307 человек имеют право на получение бесплатной юридической помощи, из них 10 223 282 человека отнесены к категории малоимущих граждан, 5 430 758 человек - к инвалидам I и II групп, 375 929 человек - к ветеранам Великой Отечественной войны, Героям Российской Федерации, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда и Героям Труда Российской Федерации; 921 727 человек - к детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 23 591 человек - к лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; 65 714 человек - к усыновителям; 539 077 человек - к гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме; 25 935 человек - к несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, отбывающим наказание в местах лишения свободы; 1 556 922 человека - к гражданам, имеющим право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"; 264 800 человек - к гражданам, признанным судом недееспособными; 647 356 человек - к гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации; 1 2055 826 человек - к гражданам, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в 2021 году бесплатная юридическая помощь оказана только в 366 088 случаях, их них 264 435 государственными юридическими бюро и адвокатами, 61 068 негосударственными центрами оказания бесплатной юридической помощи, 39 585 юридическими клиниками.
Это свидетельствует о низкой эффективности работы системы бесплатной юридической помощи, что связано в том числе с низким уровнем информированности граждан в регионах о возможности получения бесплатной юридической помощи, низким уровнем финансирования, отсутствием централизованной информатизации, недооценкой эффективности государственных юридических бюро.
По итогам 2021 года из 85 субъектов Российской Федерации в 57 регионах бесплатную юридическую помощь оказывают только адвокаты, в 8 субъектах Российской Федерации - только государственные юридические бюро. В 20 субъектах Российской Федерации задействованы и государственные юридические бюро, и адвокаты (смешанная модель).
В 2021 году граждане, обратившиеся в государственные юридические бюро, получили бесплатную юридическую помощь в 154 735 случаях, адвокатами такая помощь оказана в 110 700 случаях.
На начало 2022 года в Российской Федерации свою деятельность осуществляют 28 государственных юридических бюро (в 2021 году новые государственные юридические бюро появились в Республике Северная Осетия - Алания и Кабардино-Балкарской Республике).
Фактическое количество сотрудников государственных юридических бюро составляет 529 человек при штатной численности 604 человека. Из 75 504 адвокатов Российской Федерации, имеющих действующий статус, 10 042 являются участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, что составляет 13,3% участия.
Как правило, при одновременном участии в регионе государственного юридического бюро и адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи ведущее место в данной деятельности занимает государственное юридическое бюро. Показатели государственных юридических бюро по оказанной гражданам помощи, несмотря на то, что такие учреждения действуют только в 1/3 от общего количества регионов в стране, превышают показатели помощи, оказанной адвокатами.
При этом в Краснодарском крае и Ямало-Ненецком автономном округе, где действуют государственные юридические бюро и привлечены адвокаты, показатели по бесплатной юридической помощи, оказанной адвокатами, равны нулю, в республиках Карелия, Коми, Кабардино-Балкарской Республике (бюро создано с 01.01.2022), Хабаровском крае, Магаданской, Оренбургской и Самарской областях бесплатная юридическая помощь оказана адвокатами в незначительном количестве, до 200 случаев за год.
По итогам сопоставления показателей деятельности государственных юридических бюро следует отметить особо эффективную работу по оказанию бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро Республики Карелия, Чеченской Республики, Краснодарского, Пермского и Хабаровского краев, Ямало-Ненецкого автономного округа, Волгоградской, Иркутской, Пензенской, Самарской, Свердловской, Тамбовской, Томской и Ульяновской областей.
В субъектах Российской Федерации, где отсутствуют государственные юридические бюро, а количество действующих адвокатов небольшое, участие адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи менее 10% от общего числа действующих адвокатов может представлять угрозу эффективной реализации Федерального закона № 324-ФЗ в регионе (Липецкая область - 25 адвокатов, Калининградская область - 14 адвокатов, Севастополь - 28 адвокатов).
Более чем за 10 лет действия Федерального закона № 324-ФЗ бесплатная юридическая помощь оказана адвокатами и бюро в целом в 2 246 454 случаях, из них работниками государственных юридических бюро - в 1 303 898 случаях, адвокатами - в 942 556 случаях.
Таким образом, очевидно преимущество деятельности государственного юридического бюро в части востребованности обращений граждан именно к ним за получением бесплатной юридической помощи. Это свидетельствует о необходимости проведения системной работы, направленной на создание государственных юридических бюро во всех субъектах Российской Федерации. В ряде регионов (например, Белгородская область, Курская область, Республика Татарстан, Санкт-Петербург) работа в этом направлении уже ведется.
При этом эффективно демонстрирует себя смешанная модель системы государственной юридической помощи, при которой работники государственного юридического бюро обеспечивают первичный прием граждан и оказание правовых консультаций, а адвокаты привлекаются к обеспечению представления интересов граждан в судах и иных органах. При этом государственные юридические бюро выполняют роль основных координаторов такой работы в регионах.
Использование такой модели в ряде регионов позволяет достигнуть высоких показателей в оказании бесплатной юридической помощи. Например, в 2021 году в Ульяновской области во взаимодействии с адвокатами зафиксировано 26 789 случаев оказания помощи, в Волгоградской области - 13 500 случаев, в Самарской области - 12 905 случаев.
Необходимо отметить, что 13.05.2021 Президенту Российской Федерации В.В. Путину на совещании с постоянными членами Правительства Российской Федерации было подробно доложено о состоянии и развитии института бесплатной юридической помощи как одного из важнейших направлений. Президентом Российской Федерации по итогам указанного совещания поддержан вопрос о создании во всех регионах государственных юридических бюро.
На протяжении 2021 года и в настоящее время Минюстом России осуществляется работа по подготовке нормативной правовой базы для создания в регионах государственных юридических бюро, проведен ряд совещаний с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу финансирования деятельности таких учреждений, подбору помещений для их размещения и иным вопросам.
Ряду регионов Минюстом России оказано содействие в согласовании проектных решений о создании государственных юридических бюро (Кабардино-Балкарская Республика, республики Северная Осетия - Алания и Татарстан, Красноярский край, Кемеровская область - Кузбасс, Костромская, Курская, Орловская, Ростовская, Смоленская области и др.).
Преимуществами создания государственного юридического бюро являются понятная для граждан структура оказания бесплатной юридической помощи, единая информационная система для оказания такой помощи, возможность создания филиальной сети на всей территории региона, что позволит обеспечить адресность, своевременность и доступность оказания бесплатной юридической помощи в отдаленных и труднодоступных местностях, а также повысить эффективность организации оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации.
Принятие регионами решений о создании государственных юридических бюро позволит обеспечить бесплатной юридической помощью граждан, проживающих в труднодоступных местностях каждого субъекта Российской Федерации.
Наличие системы государственных юридических бюро, имеющих в штате профессиональных юристов, оснащенных необходимой инфраструктурой, позволит увеличить число граждан, обеспеченных бесплатной юридической помощью, повысит уровень их конституционных гарантий, предотвратит случаи мошенничества в указанной сфере. Это позволит обеспечить надлежащую защиту прав и законных интересов социально незащищенных категорий граждан в сложных жизненных ситуациях, снизит число правовых конфликтов, повысит уровень правовой культуры и правового просвещения граждан, обеспечит их благополучие.
В ряде регионов, где основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются только адвокаты, применяется сложный механизм подготовки отчетов для получения оплаты за оказанную помощь, в том числе длительные сроки, установленные региональным законодательством для возмещения расходов.
Другая проблема, связанная с оказанием гражданам бесплатной юридической помощи, относится к механизму определения права гражданина на получение бесплатной юридической помощи, установленному в субъектах Российской Федерации, особенно в отношении малоимущих граждан.
У граждан зачастую отсутствуют документы, подтверждающие их принадлежность к категориям, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи, а сбор таких документов является трудоемким и занимает значительное время. Например, во многих субъектах Российской Федерации установлены длительные процедуры признания граждан малоимущими.
4. Закупка специальных автомобилей отечественного производства
Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным подписано разработанное Минюстом России распоряжение от 19.11.2021 № 3259-р о выделении в 2021 году Минюсту России бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление в 2021 году закупки специальных автомобилей отечественного производства.
Во исполнение указанного распоряжения Правительства Российской Федерации Минюстом России издано распоряжение от 26.11.2021 № 1361-р "Об определении субъектов Российской Федерации, между которыми распределяются спецавтомобили отечественного производства в целях организации выездных пунктов для оказания бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро", которым утвержден перечень субъектов Российской Федерации, между которыми распределены 30 специальных автомобилей отечественного производства, и в конце 2021 года они переданы в субъекты Российской Федерации, где созданы государственные юридические бюро или решение об их создании находится на финальной стадии (республики Башкортостан, Калмыкия, Карелия, Коми, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Чеченская республики, Камчатский, Краснодарский, Пермский, Хабаровский края, Архангельская, Волгоградская, Иркутская, Кемеровская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Свердловская, Тамбовская, Томская, Ульяновская области, Еврейская автономная область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий автономные округа).
Указанные спецавтомобили оснащены всей необходимой техникой и оборудованием для осуществления выездных консультаций граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи и проживающих в удаленных районах в субъектах Российской Федерации.
Для обеспечения комфорта граждан, получающих бесплатную юридическую помощь в рамках такого выездного консультирования, спецавтомобиль оборудован в том числе двумя многофункциональными устройствами (печатным и копировальным), системой откидных ступеней с поручнями для доступа маломобильных граждан и пожилых людей, водонепроницаемым, антистатическим и нескользящим напольным покрытием, отопительной и кондиционирующей системами, а также освещением и розетками.
Оснащение государственных юридических бюро спецавтомобилями доказало свою эффективность и при оказании бесплатной юридической помощи лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации из Украины, Донецкой и Луганской народных республик.
В 2022 году Минюст России продолжит работу по вопросу приобретения и передачи спецавтомобилей регионам, в которых будут приняты решения о создании государственных юридических бюро.
5. Совершенствование правового регулирования в сфере бесплатной юридической помощи и правового просвещения
Одним из стратегических направлений деятельности Минюста России является развитие законодательства в сфере бесплатной юридической помощи.
В целях реализации Федерального закона от 01.07.2021 № 257-ФЗ "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" разработаны и приняты:
Указ Президента Российской Федерации от 02.09.2021 № 512"О внесении изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313", которым Минюст России наделяется полномочиями по установлению требований к форме, порядку оформления и направления запроса государственного юридического бюро;
приказ Минюста России от 02.09.2021 № 157 "Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления запроса государственного юридического бюро".
В Правительство Российской Федерации внесены проекты федеральных законов:
"О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в целях установления льгот для граждан при оказании им бесплатной юридической помощи";
"О внесении изменений в статью 333.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в целях установления льгот для граждан при оказании им бесплатной юридической помощи".
Вышеуказанными проектами федеральных законов предусмотрено освобождение граждан от оплаты за нотариальные действия по удостоверению доверенности на представление интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях при оказании им бесплатной юридической помощи, а также предусматривается порядок компенсации расходов нотариусам из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Изменения также предполагают дополнительную социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по оказанию бесплатной юридической помощи при оформлении наследственных прав.
Помимо этого, Минюстом России в 2021 году сопровождался ранее внесенный в Правительство Российской Федерации законопроект, которым Минюст России наделяется полномочиями по проведению мониторинга деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи, по учету и ведению списка юридических клиник, а также предусматриваются иные изменения в законодательстве о бесплатной юридической помощи. Соответствующий законопроект 08.12.2021 принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.
В целях совершенствования законодательства о бесплатной юридической помощи в 2022 году планируется внесение комплексных изменений в Федеральный закон № 324-ФЗ, которыми предлагается создать дополнительные предпосылки для развития государственных юридических бюро, федеральной государственной информационной системы "Правовая помощь" в качестве основной государственной цифровой платформы для оказания бесплатной юридической помощи, а также ряда других изменений.
Разработка вышеуказанного законопроекта предусмотрена пунктом 118 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2021 № 3994-р, со сроком его представления в Правительство Российской Федерации в октябре 2022 года.
6. Создание информационной системы для оказания бесплатной юридической помощи
На протяжении 2021 года Минюстом России проводилась работа по созданию информационной системы "Правовая помощь", которая станет не только основной общероссийской цифровой платформой для получения бесплатной юридической помощи, но и важным механизмом правового просвещения граждан, обеспечит их актуальной информацией в разных жизненных ситуациях.
Указанная система позволит поставщикам правовой помощи быстро, качественно и своевременно оказывать бесплатную юридическую помощь, а также предоставит гражданам равный доступ как к самой помощи, так и к правовой информации, что приведет к существенному увеличению количества граждан, реализующих свое право на получение гарантированной квалифицированной бесплатной юридической помощи.
Систему планируется создать с участием МВД России, Минцифры России, а также органов исполнительной власти Республики Татарстан, Краснодарского края, Кемеровской области - Кузбасса, Иркутской, Курской, Московской, Ростовской, Смоленской, Тамбовской, Ульяновской областей в 2022 - 2023 годах.
Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 26.11.2021 № 3340-р об оказании бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов.
В настоящее время продолжаются работы по созданию информационной системы "Правовая помощь".