Майя Отариевна, в чем секрет успеха подмосковных школьников? Дети стали лучше учиться?
Майя Майсурадзе: Действительно, на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников сборная Московской области завоевала почти вдвое больше дипломов, чем в прошлом сезоне. Это успех не только школьников, но и результат работы большой команды - педагогов, тренеров и методистов образовательного центра "Взлет" гимназии Примакова, который курирует олимпиадное движение в Московской области. Со школьниками во "Взлете", который мы создали в 2019 году по модели образовательного центра "Сириус", работают лучшие учителя, преподаватели партнерских вузов, эксперты ведущих технологических компаний. За три года работы в программах приняли участие более 120 тысяч школьников Подмосковья.
Дальше - больше. В Подмосковье сейчас строятся два образовательных кластера: технический - на базе "Физтех-лицея" им. П. Л. Капицы и гуманитарный - в гимназии Примакова. Причем у нас уже открыты два пансиона будущего кампуса. Здесь есть все, чтобы жить и учиться комфортно. К сентябрю 2022 года завершится строительство еще двух корпусов. А еще через год планируем открыть главное здание, где будут лекционные классы, высокотехнологичные лаборатории, хореографические и спортивные залы.
Гимназия Примакова традиционно в числе школ-лидеров Подмосковья по числу призеров и победителей ВсОШ по гуманитарным предметам. Вы заточены под победителей олимпиад?
Майя Майсурадзе: Вовсе нет. Прежде всего наша задача - научить ребят учиться, привить интерес и любовь к предмету, вдохновить на самостоятельную работу. У нас учатся школьники самых разных способностей, нам важно продвижение каждого.
Обучение в гимназии платное, а можно ли учиться бесплатно?
Майя Майсурадзе: У нас два учредителя: министерство образования Московской области и фонд поддержки и развития гимназии. Абсолютно все, кто хочет у нас учиться, проходят конкурсный отбор - исключений нет. Чтобы поступить в гимназию, нужно пройти вступительные испытания по русскому, английскому языкам и математике. А в конце каждого года успешно сдать переводные экзамены.
Ученики 9-11-х классов, ставшие победителями и призерами регионального или заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, могут претендовать на стипендию, покрывающую расходы на обучение. Также за счет стипендиального фонда учатся школьники 5-10 классов в Цифровой гимназии. Это смешанное обучение для призеров и победителей российских и международных чемпионатов, Олимпийских игр, лауреатов музыкальных конкурсов, призеров и победителей ВсОШ и пр. Они учатся онлайн, а через каждые семь недель - пять раз в год - приезжают в кампус гимназии на очные занятия.
А со следующего учебного года у нас смогут учиться талантливые дети не только из Подмосковья, но и со всей России: стипендия будет покрывать обучение, проживание, по сути - полный пансион.
Получается, в вашей школе учатся только талантливые дети?
Майя Майсурадзе: У нас учатся разные дети, но академическая успешность - важный критерий при отборе. Каждый ребенок по-своему талантлив. Задача любой школы и педагогов - рассмотреть способности ребенка, помочь определиться с выбором, направить и поддержать. Мы понимаем, что помимо знаний школьникам сегодня не обойтись без так называемых soft skills. Поэтому учим ребят общаться и договариваться, находить единомышленников, нести ответственность за себя и за людей вокруг.
Например, уже пять лет в гимназии работает проект "100 вопросов лидеру": приглашаем известных людей, которые добились успеха в профессии. Это особый формат доверительных разговоров между школьниками и известными политиками, выдающимися учеными, актерами, спортсменами. У нас в гостях побывали Сергей Лавров, Константин Хабенский, Ирина Роднина, Хабиб Нурмагомедов. Так дети учатся слушать и слышать альтернативные мнения и формулировать личную позицию.
Эксперты говорят, что дети сегодня не горят желанием идти на уроки. Что не так со школой?
Майя Майсурадзе: Задача учебного заведения - сделать так, чтобы в школе ребятам было интересно. У нас много традиций, но важно успевать за трендами. Мы, к примеру, учимся 10 месяцев в году по модульной системе, и каждый модуль посвящен какой-то глобальной теме - благотворительность, экология, наука. Есть "феноменальная неделя", когда учителя объединяются и проводят междисциплинарные уроки - музыки и географии, русского языка и плавания, информатики и литературы. Много инициативы идет от самих детей, родителей, учителей. Все же в школьном сообществе кроме академических успехов очень ценны поддержка, участие и неравнодушие. Но за всем этим - огромная работа моей команды. Школа не может быть парком развлечений, в ней так или иначе надо научить учиться и добиваться результата.
С 1 сентября в начальной школе начнется историческое просвещение. У вас уже есть понимание, как это будет?
Майя Майсурадзе: Мы со дня своего основания уделяем большое внимание историческому просвещению: регулярно проводим тематические мероприятия, посвященные памятным историческим датам, ребята вместе с учителями посещают музеи и выставки, изучают историю своей семьи, своего региона, страны. В канун годовщины Великой Победы гимназисты ежегодно возлагают цветы к военным мемориалам, принимают участие в шествии "Бессмертного полка". Даже дошколята знают и с радостью поют "День Победы", "Катюшу". Ребята хорошо знают гимн, он регулярно звучит на спортивных соревнованиях и линейках. Историческое просвещение всегда было в нашей гимназии, поэтому мы будем не начинать, а продолжать.
Сегодня учителям непросто: они нон-стоп под наблюдением - администрация, ученики, родители. Как помочь педагогу?
Майя Майсурадзе: Большое значение имеет поддержка друг друга внутри педагогического сообщества, командная работа, организация мероприятий, не связанных с учебной деятельностью. Например, в выходные дни наши сотрудники вместе ездят на экскурсии по знаковым местам Подмосковья. Коллеги создали группу тренировок по бегу - готовятся к марафону. Мероприятий много, но важно осознавать и принимать миссию своей школы, чувствовать, что ты на своем месте и тебя окружают единомышленники: чуткие, профессиональные, способные менять мир к лучшему.