Москва - единственный субъект РФ, где в рамках региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов не только красят стены и меняют проводку. Здесь за городской счет меняют и лифтовое оборудование, причем в положенный год окончания 25-летнего срока эксплуатации. Объясняется это просто: в мегаполисе работает более четверти всех лифтов страны, поэтому и вопрос безопасности их эксплуатации и работоспособности стоит на первом месте. Как заявил заммэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства города Петр Бирюков, в городе сейчас нет ни одного лифта старше четверти века хотя бы на месяц. И, как уверяют специалисты, никакие санкции и сокращение поставок материалов и оборудования не сказались на этой работе и в этом году.
Заместитель гендиректора фонда капремонта Владимир Кожиченков объяснил "РГ", что в Москве используют только отечественные подъемники, которые производятся в самой Москве и Подмосковье. "Они полностью соответствуют современным требованиям безопасности и комфорта жителей вне зависимости от того, в каком доме поставлены, - уточнил он. - Сам же подъемный механизм выбирается в зависимости от конструкции лифтовой шахты. Лидер по числу заменяемых лифтов - Юго-Восточный округ, где предстоит заменить нынче 400 лифтов". Объясняется это тем, что в округе есть дома с десятками лифтов, а в доме-рекордсмене, построенном в 1997 году на Жулебинском бульваре, 5, заменят 22 подъемника. Меняют лифты по очереди, ведь жильцам верхних этажей 27-этажного дома пешком к себе не находишься. Заменят в этом году лифты и в историческом доходном пятиэтажном доме, расположенном по адресу Кривоколенный переулок, 11/13. Он был построен в 1880 году, а знаменит дом тем, что здесь жил известный инженер и изобретатель Владимир Шухов.
У новых подъемников увеличенная грузоподъемность до 400 килограммов, в то время как прежде она варьировалась от 150 до 300 килограммов. За счет телескопических дверей расширен дверной проем с 600 до 700 миллиметров, а если лифтовая шахта позволяет, то и еще больше. Встроенная в двери инфракрасная система контроля не даст створкам закрыться, если в проеме оказался предмет или пассажир, что не позволит прищемить ногу человеку или лапу собаке. Уберут на этажах и порожек, чтобы проще было закатить в лифт коляску или кресло маломобильного пассажира. Сами же лифты останавливаются вровень с полом. Стены кабины выполнены из вандалоустойчивых и износостойких материалов - металлопласта и рифленого алюминия. Панель управления кабиной лифта - из нержавейки, а кнопки снабжены шрифтом Брайля. Во всех новых лифтах имеется цветной TFT-дисплей и речевой информатор, чтобы задумавшийся пассажир не проехал свой этаж.
В рамках ремонта меняют и оборудование шахты. Средняя скорость новых лифтов - около одного метра в секунду, движение у них практически бесшумное. Такие лифты ставят в этом году и в старых пятиэтажных домах, где у подъемников также завершается 25-летний срок эксплуатации.
Напомним, что всего в столице установлено и работает более 112 тысячи лифтов.