Авария без остановки
Александр Игоревич, самая аварийно-опасная магистраль в Москве - МКАД. Считается, что на ней происходит большинство так называемых вторичных аварий, когда машина остановилась в полосе из-за мелкого ДТП или поломки и в нее врезались еще раз. Так ли это?
Александр Быков: С начала года на МКАД зафиксировано 199 дорожно-транспортных происшествий. При этом наезды на стоящие транспортные средства составляют более пятой части. Это 22 процента. В целом по городу зарегистрировано 114 наездов на стоящие транспортные средства, в которых семь человек погибли, 142 получили ранения.
Для себя мы видим, прежде всего, профилактику в обустройстве магистральной улицы обзорными камерами видеонаблюдения и своевременное реагирование на уже случившиеся, так называемые мелкие ДТП с материальным ущербом либо на остановку неисправного транспорта. Это позволит сократить аварийность на этой улице в разы.
В Москве планируется провести эксперимент по оформлению ДТП без остановки. Выполнять это вашей службе. Как это может быть реализовано?
Александр Быков: В рамках эксперимента планируется позволить водителям, попавшим в ДТП с материальным ущербом на скоростных дорогах, в том числе на МКАД, незамедлительно освободить проезжую часть, не фиксируя и не оформляя происшествие на проезжей части.
При этом в качестве инструмента для дальнейшего разбирательства в обстоятельствах предлагается использовать видеоматериалы с комплексов систем видеонаблюдения.
Речь идет об установленных по периметру Московской кольцевой автодороги обзорных камерах.
Первый этап - это МКАД, с использованием новой системы видеонаблюдения. Второй этап этого эксперимента - вылетные магистрали. Основные цели эксперимента - снизить время нахождения автомобилей на проезжей части после аварии на 40 процентов, число наездов на МКАД на 30 процентов. Таким образом, получится снизить число погибших на МКАД на четверть, а задержки трафика - на 15 процентов.
Но сейчас нет нормативно-правовой базы о регулировании таких вопросов. В том числе со страховыми компаниями. То есть любой инспектор, если попавший в ДТП водитель покинул место аварии, обязан оформить в отношении него протокол о неисполнении требований Правил дорожного движения.
Управление под градусом
Количество выявляемых нарушений сокращается, а количество ДТП с участием нетрезвых водителей стабильно. В чем здесь разгадка?
Александр Быков: Мы видим положительную тенденцию по снижению показателей аварийности с нетрезвыми водителями. У нас снизилось и количество ДТП на 2,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также снизилось число погибших в этих ДТП на 18,4 процента, а также раненых на 1,5 процента.
Проблемы, связанные с нетрезвым вождением, нам хорошо известны, в связи с этим осуществляется целый спектр мер, чтобы недопустить эти негативные проявления. Исходя из анализа оперативной обстановки, проводятся как общегородские рейды, так и межокружные и локальные мероприятия. Также проводятся профилактические мероприятия в различных питейных заведениях, местах общепита, на автозаправочных станциях столичного региона - размещается различная агитационная информация, к этой работе активно привлекаются работники данной сферы услуг.
Кроме того, сегодня в Москве доступность общественного транспорта для граждан с возможностью выбрать альтернативный путь доехать из точки А в точку В достаточно широкая по охвату. Это порядка более 90 процентов. В этом мы видим залог эффективности такой работы.
То есть, если выпил, не садись за руль. Лучше общественным транспортом доберись. Возможность такая есть?
Александр Быков: Честно сказать, да. Маршрутная сеть и подвижного наземного транспорта, и метро охватывает более 90 процентов. И те риски, которые человек несет, управляя транспортным средством в состоянии опьянения, несопоставимы с теми затратами, которые он, используя общественный транспорт, понесет. Основная часть населения это все воспринимает и делает правильный выбор.
За руль после школы
Непрерывное обучение детей навыкам безопасности дорожного движения. Что под этим подразумевается?
Александр Быков: Мы изготовили и разместили в детских дошкольных, школьных учреждениях более пяти тысяч плакатов для детей, чтобы они понимали, как переходить проезжую часть по пешеходному переходу. Как, если ты находишься в автомобиле, транспортном средстве, необходимо пристегнуться.
Самая, на мой взгляд, лучшая, эффективная мера, когда ребенок каждое утро заходит в свое дошкольное либо школьное учреждение и видит, что сел в детское кресло - пристегнись. И он своим родным скажет: пап, мам, я еще не пристегнулся, подожди, давай не начинать движения. Это очень эффективная мера.
В последующем, когда уже ребенок будет посещать школу, мы планируем его активное участие в нашем движении юных инспекторов безопасности дорожного движения, которое позволит ему более качественно усвоить правила. И красной нитью потом, в том числе с помощью участия в волонтерских каких-то акциях дополнительно, довести до выпуска из школы нашего ученика. И обеспечить возможность отучиться в автошколе, где более качественно, грамотно ему преподадут навыки и знания ПДД и управление транспортом.
На сегодняшний день такой проект предварительно одобрен со стороны органов образования Москвы. Планируется совместная проработка деталей его реализации. В итоге наиболее отличившиеся ученики имеют возможность отучиться в автошколе и получить свидетельство об окончании автошколы.
Мы эту цепь пытаемся провести от детского сада и до 11-го класса, чтобы на основании тех знаний, которые ребенок получил, на основании оценки его активности в нашем общественном движении в конце он мог получить возможность отучиться в автошколе, получить, достигнув совершеннолетия, водительское удостоверение. А фактически для многих это будет возможность получить профессию. Множество профессий на сегодняшний день связаны в том числе с необходимостью управлять транспортным средством.
Выпускник получит свидетельство об окончании автошколы. Сможет сдать экзамен и, достигнув совершеннолетия, естественно, получит водительское удостоверение. Если помните, в советские времена у нас было автодело? Когда фактически изучали устройство автомобиля и могли получить водительское удостоверение.
Экзамен пополам
Какая картина сегодня складывается с экзаменами на водительские удостоверения? Как сложно их получить, как трудно сдать экзамен? Не всегда получается их получить с первого раза. Так ли это?
Александр Быков: Тут не все так просто. В 2019-2020 годах были введены ограничительные меры в связи с пандемией. Поэтому значительно сократилось количество принятых экзаменов и выданных прав, тем более что срок действия ранее выданных водительских удостоверений был продлен.
Сейчас сработал отложенный спрос. У нас прирост по итогам 2021 года составил 12 процентов. Те водители, которые в ковидные ограничения не смогли воспользоваться госуслугой, получили ее сейчас. Если говорить о 2022 годе, то за четыре месяца выдано более 150 тысяч водительских удостоверений. Из них первично была выдана 41 тысяча водительских удостоверений. Это прирост на 45 процентов.
Но надо понимать, что речь идет не только о тех, кто сдает экзамены, но и о тех, кто просто меняет права в связи с истечением их срока действия.
А сколько сдают экзамен с первого раза?
Александр Быков: За четыре месяца этого года проведено 135 тысяч экзаменов. Снижение составило порядка 20 процентов. За это время проведено почти 63 тысячи теоретических экзаменов, по которым положительные оценки получили порядка 60 процентов кандидатов в водители. Практический экзамен с первого раза сдали 28 тысяч кандидатов - 39 процентов от всех претендующих на права. В прошлом году их было 54 процента. Но надо понимать, что и сам порядок приема экзамена изменился.
Если раньше было два этапа практического экзамена, то сейчас они объединены в один. Количество сданных экзаменов с первого раза сократилось. Хорошо это или плохо? Наверное, есть вопросы и к кандидатам в водители, и к качеству их обучения. И к самой методике.
Если раньше можно было набрать штрафные баллы сначала на площадке, а потом в городе, то сейчас все это объединено. Но в целом состояние и показатели, которые на сегодняшний день характеризуют работу по получению водительских удостоверений, на мой взгляд, стабильные. И говорить о каких-то подъемах либо снижениях нам не приходится. То есть отмечается небольшое снижение, но в целом ситуация стабильна.
Услуга востребована, и молодежь, и в целом граждане активно ею пользуются. За четыре месяца 150 тысяч - это достаточно большое количество.
Существуют какие-то пределы, сколько раз человек может сдавать на права?
Александр Быков: Первый раз, когда человек не сдал, повторно мы его ждем спустя неделю, на восьмой день. Потом еще попытка. Потом это откладывается на 30 дней. В принципе, количество попыток не ограничено.
Есть в обществе разные дискуссии: должно ли это быть или нет? Мы сейчас эту дискуссию не будем затрагивать. Потому что есть разные взгляды. Техническая возможность у нас есть. Мы всех ждем. Вопрос только в том, чтобы кандидат был готов.
По возрасту ограничения есть?
Александр Быков: Главное, чтобы не было медицинских противопоказаний. По возрасту - нет.
Недавно пресс-служба вашего ведомства уточнила понятие электросамокатов. Их фактически приравняли к мопедам. Если мы говорим об электросамокатах мощностью больше 0,25 киловатта, это уже нарушение, если ездить без прав. Выявляются ли и в каком объеме такие нарушения?
Александр Быков: Мы соответствующее разъяснение давали. Когда самокат мощностью свыше 0,25 кВт и тяжесть последствий из-за того, что скорость увеличивается, мощность возрастает, больше. Мы уже обращаем внимание на то, что лицу, которое управляет в данном случае самокатом, необходимо иметь водительское удостоверение категории М.
Он должен быть в соответствующих средствах защиты, которые позволят сохранить ему жизнь. Отдельно скажу, что с 13 по 15 мая несколько дней мы проводили мероприятие по контролю за участниками дорожного движения данной категории, и нами было выявлено более 4,5 тысячи нарушений с их стороны. Из них около трех тысяч нарушений было совершено работниками сферы доставки.
Особое внимание мы обращаем на мощность техники. Если нет категории "М", то в соответствии с законодательством мы применяем меры обеспечения, которые выражаются в задержании транспортного средства, коим в данном случае является либо самокат, либо электровелосипед, имеющий двигатель, с перемещением его на специальную охраняемую стоянку, со всеми вытекающими последствиями для данных лиц.
За управление без прав предусмотрен административный штраф статьей 12.7 от 5 до 15 тысяч рублей, что также является, на мой взгляд, достаточной профилактической мерой для того, чтобы граждане на это обращали внимание.
В преддверии велосезона мы провели необходимую работу. Здесь мэрия Москвы также активно нам помогла, со всеми организациями, осуществляющими услуги проката, так называемый кикшеринг, самокатов, и отдельно акцентировали внимание на то, чтобы мощность этих транспортных средств была в соответствии с необходимой нормативной базой. Здесь мы уверены, что мощность в данном случае соответствует тем требованиям законодательства, которые у нас выдвинуты.
Забрать со штрафстоянки электросамокат легко?
Александр Быков: Выполнив все условия - да. Владелец транспортного средства приходит и получает.
Но документов же у него нет?
Александр Быков: Если это прокатный, то прокатная организация имеет необходимые документы подтверждающие и может его забрать. Если это лицо, которое непосредственно управляет, как правило, есть паспорт, если вы лично купили в пользование, все равно какие-то документы о покупке у вас сохранены. Мы же все дома складываем отдельно руководство эксплуатации по технике и т.д. Это, в том числе должностным лицом, которое проводит административное расследование, может быть принято доказательством по делу.
Маршрут не ясен
Не секрет, что водители из регионов попросту боятся ехать в Москву, потому что здесь особая интенсивность движения. А когда попадают, порой теряются, начинают плутать, доверяются навигатору. Если ли у сотрудников столичной автоинспекции какие-то установки с такими незадачливыми водителями, которые начинают разговор: ну, я же неместный... так получилось... Или никаких исключений нет?
Александр Быков: Мы очень активно проводим работу с Общественной палатой по выявлению так называемых ловушек. Там, где это требуется, мы меняем организацию дорожного движения с помощью владельцев улично-дорожной сети.
Что касается лояльности к определенной категории водителей. Мы в целом настраиваем своих сотрудников и ставим задачу именно по оказанию помощи. То есть с учетом той ситуации, которая у нас на сегодняшний день сложилась. Мы именно на этом акцентируем внимание. Мы здесь скорректировали достаточно давно свою работу. Эта проблема для нас не имеет серьезной актуальности. Обустройство улично-дорожной сети в Москве, наличие знаковой информации, навигация и все остальное позволяет даже водителям, которые имеют небольшой опыт вождения по столице, при желании доехать без нарушения ПДД. Более того, не во всех регионах есть так называемые перехватывающие парковки - когда иногородний водитель может приехать, оставить свое транспортное средство и общественным транспортом добраться до нужной точки.
Опять же покрытие у нас общественным транспортом охватывает 90-95 процентов. Поэтому здесь есть необходимая альтернатива. Не надо читателям бояться, надо смело приезжать в Москву.
Камерные штрафы
У нас растет количество камер в Москве. И растет количество выписанных штрафов. Камеры не видят пьяного за рулем. Камеры не видят хронических штрафников, у которых десятки и сотни неоплаченных штрафов. У вас хватит сотрудников, которые вели бы эту работу? Ту, которую не видят камеры.
Александр Быков: Спасибо за вопрос. Честно скажу, на сегодняшний день количество наших сотрудников достаточно для того, чтобы оказывать профилактический эффект на составляющую на улично-дорожной сети. Камеры профилактируют значительную часть правонарушений, и они с каждым днем, годом учатся выявлять новые какие-то составы, которые в том числе влияют на безопасность дорожного движения.
При этом мы четко видим, что количество материалов, составленных вручную, постепенно у нас сокращается. И связано это с тем, что мы акцентируем внимание на нарушениях, которые более влияют на тяжесть последствий либо на состояние аварийности.
И со злостными нарушителями работа нами проводится достаточно эффективно. Если переводить в цифры, то в Москве у нас исполнение административных штрафов тоже лучшее в стране. Это около 90 процентов. Да, отчасти играет роль то, что многие сейчас имеют возможность оплатить с дисконтом. Это, к примеру, 250 рублей за нарушение скоростных ограничений. И есть технические ресурсы, которые позволяют подписаться.
В целом скажу, что работа, которая нами проводится, в том числе и с лицами, которые имеют значительное количество штрафов, достигает своего результата. И люди в отложенном периоде времени, понимая, что лучше все-таки не нарушать, начинают вести себя уже более правильно на дороге, не ставя под угрозу ни себя, ни других участников дорожного движения.
Есть рекордсмены по количеству неоплаченных штрафов?
Александр Быков: Если приводить цифры, мы активизировали работу на тех, кто уже имеет несколько сотен неуплаченных штрафов, и у нас значительное количество таких людей сократилось.
Почему? Потому что мы взаимодействуем и с Федеральной службой судебных приставов, реализуя полномочия, которые предусмотрены 229 ФЗ, используются рычаги, которые у них допустимы. Это и ограничение права управления, и ограничение какого-то права на выезд. В случае необходимости арест имущества, которое может пойти в погашение той задолженности, которая возникла.
Поэтому я бы сейчас не говорил о конкретных рекордсменах, но честно скажу, что бывали случаи, когда мы останавливали отдельных нарушителей и составляли материалы за определенный период, выражающийся в нескольких миллионах рублей.
Новые устройства для передвижения, какие проблемы они создают на дорогах?
Александр Быков: Новый вызов в вопросах аварийности нам бросают набирающие популярность различные средства индивидуальной мобильности. Зачастую сотрудники Госавтоинспекции сталкиваются с беспечным отношением к безопасности со стороны таких лиц.
Основные нарушения - это передвижение по проезжей части, пересечение проезжей части в неположенном месте, передвижение по дорогам и улицам в нарушение Правил дорожного движения, нахождение на проезжей части без цели ее перехода, нарушение правил движения по тротуарам. Мы сталкиваемся с безрассудным отношением, когда взрослые с детьми передвигаются на электросамокатах с высокой скоростью, нарушая всяческие меры безопасности.
С начала года зарегистрировано 18 ДТП с участием пользователей СИМ. В них 18 человек получили ранения.