Падение спроса зафиксировано во всех 30 субъектах РФ, в которых проводили анализ. Нынешний апрель побил даже антирекорд локдауна 2020 года, когда было продано на 16 процентов машин больше, а по сравнению с 2021-м падение вообще внушительное - на 78,5 процента. По мнению экспертов "Открытие Авто", причина - почти полное отсутствие поставок из-за рубежа и заградительные цены на многие бренды: новые легковушки за месяц подорожали на 30-60 процентов. Причем спрос упал не только на иностранные модели, в частности, реализация резко снизилась у "АвтоВАЗа", хотя на региональных складах у дилеров запасы исчислялись десятками машин.
В сжавшемся рынке лидерами по объему продаж по-прежнему остаются Москва и Подмосковье. На третьем месте находится Санкт-Петербург, за ним следуют Краснодарский край и Татарстан. Также в топ-10 попали Башкортостан, Самарская, Свердловская, Ростовская и Челябинская области: на эти регионы по итогам первого квартала пришлось более половины всех купленных новых машин.
По прогнозам аналитиков из банка "Открытие", рынок снова начнет наполняться и дешеветь, если удастся быстро отладить механизм ввоза параллельного импорта. В идеале за 4-5 месяцев это приведет к снижению нынешних заоблачных цен не только на премиальные, но и на массовые модели. А в ближайшей перспективе и дилеры, и потребители, скорее всего, переключатся на авто с пробегом. Как рассказал глава Союза профессионалов авторынка Вадим Адиев на конференции в Екатеринбурге, количество ликвидного товара в этом сегменте уменьшилось, но его по-прежнему сотни тысяч единиц. Хотя покупателям все же придется поступиться привычками, в частности, менять машину не каждые три года, а через шесть лет и даже больше. Особым спросом будут пользоваться модели ценой до миллиона рублей.
Один из признаков оживления рынка - возврат интереса к автокредитованию после снижения ключевой ставки. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в апреле 2022 года в Свердловской области было выдано 635 целевых займов, что на 29 процентов больше, чем в марте. В Челябинской области прирост еще более заметный - на 52 процента, кредит на машину оформили 629 местных жителей. Чуть отстают сибиряки: в Тюменской области положительная динамика составила 17 процентов, в Югре - пять. Но все вперед, как говорится, ведь март был практически "мертвым". По словам директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, восстановлению автокредитования способствует прежде всего рынок подержанных машин, а вот новые модели в долг потребители берут все реже. Стоит также отметить, что сейчас заемщики подают почти на 40 процентов меньше заявок, чем в начале февраля.