Конечно, результаты выборов не всех устраивают, порой звучат вопросы и голоса недовольных, почему выбрали этих, а не тех, высказываются сомнения в справедливости самих правил выборной кампании. Как у любой выборной системы, у академической можно найти определенные недостатки, но в мировом научном сообществе она считается одной из самых объективных и демократичных. Ведь она создавалась и отлаживалась многими поколениями выдающихся ученых. Например, чтобы выйти на финишный этап, где Общее собрание РАН тайным голосованием решает судьбу кандидата, он должен пройти жесткое сито обсуждений на более низких уровнях, в частности, в своих тематических секциях и отделениях, где человека основательно "просвечивают" и тайным голосованием выносят решение. И важно подчеркнуть, что каких-либо "громких" заявлений по поводу итогов от участников Общего собрания не прозвучало.
Этому обновленному составу РАН предстоит в сентябре решить, кто возглавит академию. Доверят ли управление нынешнему президенту Александру Сергееву или назовут новое имя. Но одно ясно, в экстремальной ситуации жесточайших санкций перед академией стоят сложнейшие задачи. О том, что ждет общество от РАН, сформулировал на открытии Общего собрания глава Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев: "Сегодня нужны конкретные ответы на вызовы современности, и от того, сможет ли академия их дать, зависит наше будущее, отстаивание достоинства российской цивилизации, и суверенное экономико-политическое и технологическое будущее нашей государственности, и комфортная жизнь каждого гражданина".
Стране предстоит обрести подлинную импортонезависимость. Задача по масштабу сложнейшая. По мнению Александра Сергеева, мы оказались в новой жизни, и в этих условиях науку надо делать иначе, оперативно переводить на мобилизационные рельсы. В числе первоочередных мер - новые формы взаимодействия с реальным сектором и "модернизация" работы научных учреждений, перенос на гражданку опыта нашей оборонки по внедрению перспективных разработок. Также важно снять запрет для академических институтов заниматься выпуском опытных и малых партий продукции. Это позволит им частично взять на себя функции отраслевых институтов, многие из которых мы потеряли.
Президент РАН считает, что для решения этих задач, для научного управления проектами академия должна получить необходимые полномочия. Сегодня она вообще не является научной организацией, это обычное ФГБУ. Более того, не имеет права вообще заниматься наукой. Чтобы изменить ситуацию, необходимо вернуть РАН юридический статус государственной академии, который был до 2013 года, вернуть право заниматься наукой. Использовать потенциал академии по максимуму.