01.06.2022 19:01
В мире

Знаменитому форварду и тренеру Эдуарду Малофееву исполнилось 80 лет

Текст:  Юрий Борисенок (rodina2001@mail.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №20 (1032)
В безжалостном мире большого футбола, где "лишь мгновение ты наверху", его богатая на победы биография поистине неповторима. А истоки викторий - в Минске и минском "Динамо", куда перспективный молодой футболист перешел перед началом сезона 1963 года, прославившего Малофеева на всю страну.
Эдуард Васильевич своими успехами напоминал отчаянно смелого альпиниста. / Уткин Игорь / Фотохроника ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Родной город Эдуарда Васильевича - колоритная Коломна в Подмосковье, где все было рядом: Москва-река, впадающая в Оку, старинный кремль о шестнадцати башнях и знаменитый луг, на котором мальчишки учились играть в футбол. У юного Малофеева получилось так здорово подружиться с мячом, что отцовская мечта сделать из сына слесаря-лекальщика, рабочую аристократию, так и не сбылась. Тренировавший коломенский "Авангард" Виктор Жарков, будущий известный советский футбольный судья, прозорливо разглядел в пареньке большое будущее и порекомендовал его в московский "Спартак". Упорный Эдуард полгода ездил из Коломны в столицу и обратно на электричке, частенько "зайцем", успевал тренироваться и учиться вечером в машиностроительном техникуме, тратя на дорогу по три часа в один конец.

Очень важен такой факт: имя Эдуарда Малофеева неотделимо от термина "искренний футбол"

Спартаковская школа очень помогла молодому Малофееву, но пробиться в основной состав в знаменитом красно-белом клубе было очень непросто, и тут в конце 1962 года поступило заманчивое предложение из белорусской столицы. Там Эдуарду понравилось с первого взгляда. Тем более что играть в нападении в минском "Динамо" долгие годы посчастливилось с коломенским земляком Михаилом Мустыгиным, на пять лет постарше. Так зародилась симпатичная традиция белорусско-подмосковной футбольной интеграции, которую в легендарной динамовской команде, выигравшей под руководством тренера Малофеева в 1982-м чемпионат СССР, продолжили Юрий Курненин из Орехова-Зуева и Юрий Пудышев из Подлипок.

А в 1963 году у Малофеева получилось заиграть в Минске сразу, даже несмотря на то, что первый тренировочный сбор с командой он пропустил, защищая диплом в том самом коломенском техникуме. Минчане с новым ярким бомбардиром заняли в том сезоне третье место, а 21-летний Эдуард той же осенью получил приглашение в сборную СССР от яркого тренера Константина Бескова. Малофеева тогда же стали приглашать именитые клубы, но он остался верен минскому "Динамо" до конца своей карьеры игрока. И команда подобралась сплоченная, и болельщики казались лучшими в мире, устраивая на вечерних минских матчах огненное шоу из горящих газет. В свои редкие выходные динамовские кумиры устраивали хождение в народ, но не стульями по головам граждан, как бывает в наши дни, а гоняя вместе с болельщиками мяч на пляже Минского моря.

Николай Долгополов: Футбол нельзя отменить бойкотами

Из такой команды Малофееву было очень комфортно ездить в сборную Советского Союза, попасть в которую в 1960-е годы было потруднее, чем в отряд космонавтов. Удачливого минского бомбардира включали в состав на два финальных турнира чемпионатов Европы, в 1964-м и 1968-м, а кульминацией его футбольной карьеры стал чемпионат мира 1966 года в Англии. То первенство впервые показывало советское телевидение, и в первом же матче миллионы болельщиков увидели, как форвард под 19-м номером Малофеев дважды поразил ворота сборной КНДР. В понедельник 25 июля 1966 года советская команда единственный раз в истории могла выйти в финал мирового чемпионата. Из Ливерпуля, где проходил матч, Эдуард и его товарищи могли привезти нечто большее, чем пластинки любимых "Битлз". Малофеев вспоминал, что "полуфинальный матч с ФРГ складывался для нас не так уж и сложно. Мы, честно говоря, были ближе к победе, чем немцы". Но не сложилось, проиграли со счетом 1:2.

Век футбольного бомбардира короток, но на этом большая футбольная жизнь Эдуарда Васильевича не закончилась. Малофеев не только стал одним из самых известных и удачливых советских тренеров 1980-х, его имя неотделимо от термина "искренний футбол". В ту эпоху закулисных игр и договорных матчей над минским максималистом не смеялся только ленивый, но с высоты исторического времени правота Малофеева сомнений не вызывает. За искренним футболом стояла креативная работа тренерской мысли, воплотившаяся и в феерическое чемпионство минского "Динамо" в 1982 году и в удачную и перспективную работу в советской сборной.

Эдуард Васильевич своими неожиданными успехами напоминал отчаянно смелого альпиниста, выбравшего для восхождения нереально трудный маршрут и добившегося своего несмотря ни на что. Тренерский путь Малофеева оказался тернист невероятно. В 1983-м он вывел олимпийскую сборную СССР в финальный турнир игр в Лос-Анджелесе, но поехать туда было не суждено из-за политического решения советского руководства, отомстившего американцам за бойкот московской Олимпиады. В 1985 году советская команда под руководством Эдуарда Васильевича не только пробилась на чемпионат мира в Мексике, но и поднялась на первое место в европейском рейтинге авторитетного издания "Франс футбол". Но в мае 1986-го судьбу тренера принялись решать его давние недоброжелатели. Вмешательство киевского члена политбюро товарища Щербицкого, продвигавшего своего любимца Валерия Лобановского, обернулось волюнтаристским разбирательством на уровне ЦК КПСС. Из теленовостей Малофеев узнал, что он отстранен от работы со сборной якобы "по состоянию здоровья". Здоровье потом не раз еще позволяло Эдуарду Васильевичу страстно оппонировать на тренерском поприще футбольному технократу Лобановскому: так было и в начале 2000-х, когда Малофеев интересно работал со сборной Беларуси.

А болельщикам, не заставшим звездных матчей Эдуарда Васильевича, в помощь ресурсы интернета. Там есть и замечательная игра на лондонском "Уэмбли" между сборными СССР и Англии. Дело было 2 июня 1984 года, в 42-й день рождения Малофеева, подарком тренеру стал яркий футбол и 2:0, единственная в истории советского футбола победа над англичанами на том самом "Уэмбли".

Беларусь