По его словам, природа Зауралья уникальна, здесь добывают практически все виды полезных ископаемых, территория огромная, но численность населения небольшая и не растет. Андрей Назаров выделил ключевые факторы, которые мешают развитию территории Зауралья: энергодефицит, проблемы с инфраструктурой (прежде всего дорогами) и отсутствие прямого железнодорожного сообщения с Оренбургской областью.
Решение этих проблем обозначено в стратегии социально-экономического развития Зауралья до 2030 года. Так, вопрос энергодефицита, который тормозит привлечение крупных инвесторов, планируется решить за счет строительства электроподстанции на 500 кВольт и двух воздушных линий.
В стратегии прописаны и инфраструктурные проекты.
- Мы вчера, наконец, открыли дорогу (18 км), которой раньше не было. 30 лет люди не могли проехать напрямую из Сибая в Аскарово, приходилось ехать в объезд через Челябинскую область, увеличивая путь на 40 километров и теряя время. Как может развиваться территория, где есть такая проблема? Такие вопросы должны быть в первую очередь решены! - подчеркнул Андрей Назаров.
Также в стратегии развития Зауралья обозначено строительство железнодорожной линии "Сибай - Подольск - Новорудная". Как уточнил премьер-министр РБ, железная дорога до Сибая есть, но это тупиковая ветка. По мнению Андрея Назарова, строительство путей необходимо для перевозки добываемых на территории Зауралья полезных ископаемых. Планируемая протяженность железнодорожной ветки - 159 км. Ориентировочная стоимость - 116,158 млрд рублей, а общий объем отправляемых и принимаемых грузов составит до 10,04 млн. тонн в год.
Как заметил министр транспорта и дорожного хозяйства РБ Александр Булушев, эта железнодорожная ветка создаст прямую связь восточных районов Среднего и Северного Урала с Казахстаном, Средней Азией, Китаем, районами Нижней Волги и Кавказа в обход загруженного Челябинского железнодорожного узла.
В стратегии развития Заруалья большое внимание уделяется и промышленным проектам. Кроме горнодобывающей промышленности, на этой территории планируется развивать лесопереработку, которая, по словам премьер-министра РБ, в последние годы пошла спад. Еще одно перспективное направление развития - камнеобработка. Андрей Назаров отметил, что на территории Зауралья, к примеру, достаточно много яшмы.
Целый раздел в стратегии развитии территории посвящен развитию туризма. Зауралье должно стать рекреационным центром республики и регионов Уральского федерального округа.
По словам руководителя центра отраслевой экономики НИФИ Минфина РФ Инны Рыковой, горная добыча - экономический драйвер территории. Она считает, что в этом направлении у Зауралья большой потенциал, но есть и значительные риски, потому что к 2030 году отрасль достигнет пиковых показателей и, соответственно, нужно думать о новой сырьевой базе. Инна Рыкова подчеркнула:
- Туризм - это новое золото Зауралья. Именно эта сфера может заместить выпадающие доходы, но нужно поработать над соответствующей инфраструктурой.
Ожидается, что туристический поток в Зауралье к 2030 году должен стабильно превышать 1 млн человек в год. Здесь ведется работа по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Урал".
- Зауралье имеет огромное значение для нас. Важно, чтобы стратегию развития территории внимательно изучили главы муниципалитетов, детально обсудили с жителями. Нужно учитывать, что речь не только об экономике, но и обычных людях. Важно адаптировать стратегию к мечтам зауральцев и потом перейти к ее реализации, - подчеркнул глава Башкирии Радий Хабиров.
Кстати
Стратегию социально-экономического развития Зауралья до 2030 года разработало правительство РБ совместно с НИФИ Минфина России по поручению главы Башкирии. Стратегия предусматривает 76 новых проектов на общую сумму 174,3 млрд рублей. В том числе 25 новых проектов на 11,7 млрд рублей в области сельского хозяйства, 18 проектов на 103,6 млрд рублей в промышленности и 12 новых проектов на 24,3 млрд рублей туристических инициатив.