Первая международная выставка "Фотобиеннале" прошла в Москве четверть века назад, после чего и появился первый в России музей фотографии – нынешний МАММ. За 25 лет он показал более 2 500 выставок и стал одним из самых посещаемым не только в России, но и в Европе. "Мы хотели создать музей нового типа – живой, постоянно развивающийся организм, сфокусированный на лучших достижениях российского и мирового искусства, но также, и прежде всего, на зрителях. Кажется, это получилось", – такими словами приветствовала гостей на открытии "Фотобиеннале-2022" Ольга Свиблова.
Из 9 проектов, участвующих в "Фотобиеннале-2022", она особо выделила три экспозиции, рассказывающие о жизни музея за 25 лет:
1. МАММ25 - краткий конспект главных проектов музея за прошедшее время. Это фотографии экспозиций, показанных в музее, и художников, которых Дом фотографии приглашал в Москву;
2. #МАММлюди - фотографии, которые зрители публикуют в своих социальных сетях и посылают в социальные сети музея;
3. раздел, названный в память о Светлане Рословой, которая почти 8 лет работала в МАММ смотрителем, где не только следила за сохранностью экспонатов, но и общалась с посетителями, рассказывая им о выставках, а кроме того, много снимала для своего блога "Выставочные люди".
Светлана Рослова. Из проекта «Выставочные люди». 2018Мы, со своей стороны, назовем три громких и известных имени, ради которых точно стоит прийти на Фотобиеннале-2022.
Сергей Борисов
25 лет назад МАММ впервые показывал выставку классика российской фотографии и главного летописца московского и ленинградского андеграунда 1980-1990-х годов Сергея Борисова. Спустя четверть века "Фотобиеннале-2022" подготовила выставку "Сказка о потерянном времени", приуроченную к 75-летию Борисова.
Работы Сергея БорисоваСергей Борисов начал фотографировать в 12 лет: получив в подарок фотоаппарат "Смена", он записался в фотокружок Дома пионеров на Чистых прудах. В юности на какое-то время он забыл о камере и даже год работал директором вагона-ресторана в поездах дальнего следования. Он видел необъятные просторы СССР и встречался с огромным количеством людей. Это оттачивало его природный дар общения - те навыки, которые мы сегодня называем soft skills. В 1970-е годы Борисов зарабатывал «выездным фотографом» и параллельно начал заниматься рекламой — делал снимки музыкантов и актеров. В 1976 году он вступил в фотосекцию Горкома графиков на Малой Грузинской, где позволялось проводить выставки неофициальных художников - так началось знакомство Сергея Борисова с арт-андеграундом. В 1980-х он стал непререкаемым авторитетом в художественной среде: актеры, художники, музыканты — все хотели сниматься у Борисова. А Борисов безошибочно выбирал своими героями тех, кто лучше всего выразил это время перемен.
Видеоархивы Сергея Борисова до сих пор малоизвестны. Между тем, это уникальные видеодокументы художественной жизни России 1980-х — 1990-х годов. Часть из них представлена на выставке «Сказка о потерянном времени» в МАММ.
Валерий Юрлов
Следующий этаж отдан пионеру послевоенной абстракции, представителю неоавангарда II половины XX века Валерию Юрлову. Оптика зрения и мышления Юрлова — оптика одиночки, не причислявшего себя к каким бы то ни было художественным группировкам. «Я очень рано пришел к пониманию избранного мною пути, — рассказывает художник, — и когда впервые увидел работы Пикассо и Поллока, мне показалось, что я все уже до них знал и придумал». «Было — стало» — пластическая формула, найденная Юрловым на берегу моря в местечке Гульрипше близ Сухуми, где художник жил отшельником в конце 1950-х годов. Во время очередной прогулки он заметил консервную банку, разбитую волной. Сопоставив две формы — целую и видоизмененную, — Юрлов открыл универсальную метафору единства противоположных начал, составляющих основу мироздания. Надкушенное яблоко, разбитая бутылка, стакан или даже чистая геометрическая форма в композициях Юрлова получают статус знака-символа. Размышления автора о взаимодействии структур и явлений тесно связаны с идеями Николая Кузанского — немецкого философа и теолога XV века, полагавшего, что «все вещи состоят из противоположностей».
Валерий Юрлов. "Было - стало". Работы 1968 годаИгорь Мухин
Но главное "блюдо дня" - конечно, выставка классика современной российской фотографии Игоря Мухина. В нынешнюю экспозицию в МАММ вошли три серии художника: "Москва" (1996-2000), "Париж" (1999-2000) и "Вена" (2002), которая показывается в России впервые.
Работы Игоря МухинаТри мировые столицы запечатлены фотографом на рубеже веков и тысячелетий. ХХ век стал временем глобальных перемен и в экономике, и в геополитике, и в культуре, и в социальной жизни. Начав снимать Москву в 1990-е, Игорь Мухин фиксировал не столько события, сколько атмосферу времени. В 1999 году он получил стипендию Парижа и грант от министерства культуры Франции на съемку этого города и его молодежи. Париж снимали великие фотографы: Брассай, Анри Картье-Брессон, Марк Рибу. Поэтому сложно найти собственный на него взгляд и интонацию - но в работах Игоря Мухина они, безусловно, есть.
Затем в его объектив попала Вена: в начале 2000-х столица Австрии претерпела радикальную культурную трансформацию, и в 2002 году Урсула Кринцингер, основательница одной из главный венских галерей современного искусства, пригласила Игоря Мухина снимать этот город.
Любой фотографии Игоря Мухина присущи филигранная отточенность и кинематографичность. Он видит мир без фильтров критического или романтического реализма. В сериях «Москва», «Париж», «Вена» Мухин артикулировал то общее, что объединяло на рубеже веков молодежь этих трех мегаполисов. Он сознательно избегал фокусировки на узнаваемых архитектурных символах столиц - его интересовали люди, преимущественно молодые, часто влюбленные. Любовь объединяет, именно она – главный фундамент будущего. Таков посыл зрителю от работ Игоря Мухина.
Фотобиеннале-2022 продлится до 31 июля.