Во многих университетах уже используются возможности искусственного интеллекта и Big Data, блокчейна, облачных платформ, расширенной реальности. Внедряется методика адаптивного обучения, которая выстраивает индивидуальную учебную траекторию студента с учетом его текущих знаний, способностей, мотивации и других характеристик.
"Цифровая трансформация университета - комплексная задача, которая призвана в первую очередь простимулировать обновление бизнес-процессов во всех областях деятельности университета с учетом современных ИТ-решений", - отметил директор Департамента цифрового развития Минобрнауки России Михаил Сапунов.
Задача вузов - выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы выпускники могли быстро встроиться в работу на высокотехнологичных предприятиях. Надо устранить разрыв между вузами и современными работодателями.
Один из успешных примеров цифровой трансформации вуза - корпоративный портал Сибирского медицинского госуниверситета. От официального сайта он отличается защитой коммерческой информации, авторасчетом ключевых показателей эффективности кафедр и факультетов, единым платежным шлюзом. Так как вуз медицинский, кроме основных услуг портал еще и позволяет врачам-сотрудникам оперативно принимать решения, в него онлайн загружается информация из клиник по пациентам.
На цифровой "апгрейд" вузов "Приоритета-2030" направлен и совместный проект министерства науки и высшего образования и министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций "Цифровые кафедры". Ожидается, что в 2022 году количество зачисленных на обучение в рамках проекта "Цифровые кафедры" составит более 80 тысяч человек, а к 2024 году таких студентов будет свыше 147 тысяч.
"Студенты смогут получить дополнительное образование на цифровой кафедре даже во время обучения по другой специальности, не связанной с IT-сферой, - рассказал "Российской газете" Владимир Богатырев, ректор Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева. - По окончании вуза они необязательно будут заниматься программированием, но полученные компетенции точно помогут им лучше ориентироваться в информационных технологиях".
Обязательный элемент обучения - практика в профильной сфере за пределами вуза. "Необходимое условие для университетов - привлечение специалистов из организаций реального сектора экономики и экспертов - практиков ИТ-сферы в качестве преподавателей, - рассказал "РГ" ректор МФТИ Дмитрий Ливанов.- Физтех изначально работал по принципу: обучение без отрыва от реальных потребностей рынка. Начиная с третьего-четвертого курсов наши студенты уже работают над реальными проектами в научных лабораториях и на базовых кафедрах индустриальных партнеров".
Недавно в программе "Приоритет-2030" появился новый трек - "Приоритет-2030. Дальний Восток". Его цели - обеспечить трансформацию региональных университетов, повысить доступность качественного высшего образования, способствовать трудоустройству выпускников в ДФО.
"Основная задача - нарастить исследовательский компонент. Университеты стали рассматриваться как новые агенты экономического роста и конкуренты крупным корпорациям, - отметил глава минобрнауки Валерий Фальков. - Роль науки и передовых технологий растет, поэтому университеты должны быть активными участниками экономических отношений. Ведущие вузы получают сегодня внебюджетные средства именно от вывода технологий на рынок". Министр подчеркнул, что "Приоритет-2030" - первая программа поддержки университетов, где статус участника не фиксируется навсегда. Вузы должны доказывать свое развитие, у них есть шанс как подняться в группу лидеров, так и покинуть программу или войти в нее вновь.
Правительство России в 2021 году запустило крупный проект для развития высшей школы - "Приоритет-2030". Программа должна сконцентрировать ресурсы для вклада российских университетов в достижение национальных целей развития страны до 2030 года. В России должны быть сформированы более 100 прогрессивных современных университетов.
Вузам страны предоставляются гранты - более чем по 100 миллионов рублей. Участниками программы стал 121 университет, из них почти две трети - региональные. На их поддержку направлено свыше 15 миллиардов рублей. Вузы должны открыть студенческие технопарки, бизнес-инкубаторы, обновить лаборатории. В сентябре все вузы "Приоритета-2030" будут отчитываться за проделанную за год работу.
Борис Коробец, и. о. ректора Дальневосточного федерального университета (ДВФУ):
- ДВФУ традиционно драйвер в системе высшего образования в нашем федеральном округе. Но для усиления лидерских позиций важно укреплять и поддерживать территориальную научную и образовательную базу. Убежден, что с запуском программы "Приоритет-2030. Дальний Восток" мы сможем не только выйти на новые научные показатели, но со всей ответственностью выступить единым фронтом в привлечении молодых кадров на территорию Дальнего Востока.
Андрей Плутенко, ректор Амурского государственного университета (АмГУ):
- Амурский госуниверситет вошел в федеральную программу "Приоритет- 2030" в качестве кандидата на участие. Сейчас, перед реализацией программы "Приоритет-2030. Дальний Восток", мы вновь оцениваем актуальность выбранных нами стратегий. Такая полноформатная встреча позволяет понять, насколько готовы к этому новому этапу в развитии высшей школы коллеги и какая трансформация предстоит.