07.06.2022 19:39
Общество

Стоит ли начинать профориентацию в средних классах школы

Стоит ли начинать профориентацию в средних классах школы
Текст:  Мария Набиркина
Российская газета - Спецвыпуск: Высшая школа №122 (8770)
Сегодня для начала профориентации - определения вектора будущей профессиональной деятельности - некоторые специалисты оптимальным считают возраст 10-12 лет.
Знакомиться с профессией лучше на предприятии. Тогда можно понять - подходит она или нет. / Юрий Белинский / ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Герой стихотворения Владимира Маяковского, говорящий о том, что "растут года, будет и 17, где работать мне тогда, чем заниматься", по нынешним меркам, припозднился с самоопределением.

По оценкам экспертов, в 10-12-летнем возрасте дети открыты новому, но и уже в состоянии воспринимать сложную информацию и думать о будущем. Можно начинать задумываться о профессии еще раньше. Есть даже опросники для учеников начальной школы. Эксперты говорят, что уже года в четыре дети играют "в работу", иногда подражая родителям, обсуждают, кем станут, когда вырастут. Но, конечно, всерьез до окончания начальной школы, выбирать профессиональный вектор не стоит.

С пятого класса уже можно потихоньку начинать двигаться в сторону того, что интересует больше всего, к чему есть явные склонности. Самый простой, удобный и быстрый способ понять, куда "плыть", - онлайн-тесты. Их много в Сети, они доступны, пройти их можно в любой момент. О чем можно узнать? Об особенностях темперамента, мышления, склонностях и профессиональных интересах. Есть, например, открытый опросник профессиональных склонностей, известный как тест Йовайши. Предлагается продолжить 24 фразы, выбирая из трех вариантов ответов в каждом.

Пример вопроса с вариантами ответов: "Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

Минобрнауки разработает собственную систему высшего образования

- общаться с самыми разными людьми;

- снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене;

- заниматься расчетами, вести документацию".

При этом специалисты в разных сферах придерживаются различных мнений. Айтишники, например, говорят, что в информатику можно входить уже класса со второго. "Азы информатики, действительно, можно начинать учить в начальной школе, - говорит руководитель продукта "Информатика" от Яндекс.Учебника Влад Степанов. - Взаимодействие с информационными системами сейчас начинается с малого возраста. В первом-втором классе дети уже спокойно пользуются домашним компьютером, смартфоном родителей и чувствуют себя совершенно свободно".

Но, конечно, если смотреть глубже, информатика - история про то, как осознанно решать какие-то задачи с помощью цифровых инструментов. И в этом смысле, по мнению Влада Степанова, самый подходящее время - как раз 7-8-й классы.

В 10-12-летнем возрасте дети наиболее открыты новому, в состоянии воспринимать сложную информацию и думать о будущем

А вот химия. В детских магазинах полно научных наборов с простейшими химическими опытами с маркировкой 7+. Значит, в первом классе уже можно? "В большую химию дети "входят" с восьмого класса, когда и начинаются уроки химии в школе, - говорит и.о. ректора РХТУ им. Менделеева Илья Воротынцев. - Ведь это работа с кислотами, щелочами. Но какие-то простые опыты доступны детям и класса со второго. Моя дочь-второклассница, например, очень любит делать слаймы. А ведь это тоже химия. Вы, возможно, не задумывались, но процесс приготовления теста и выпечка - та же химия: смешать ингредиенты, оставить тесто подойти. Брожение, образование СО2 - чистая химия! Об этом нужно рассказывать и показывать на реальных и понятных примерах из жизни".

Комментарий

Юлия Челышева, доцент Московского городского педагогического университета, психолог:

- В современной школе углубленная профориентация начинается в профильных классах, когда школьники начинают более детально изучать предметы, важные для поступления в профильный вуз. Это, как правило, 10-11 классы средней общеобразовательной школы.

Но при этом, поступив в университет, выпускники школы часто до конца не понимают особенность выбранной им профессии. Поэтому профориентацию надо начинать как можно раньше. И лучше - с общего знакомства с разнообразными профессиями, затем уже углубленно со спецификой отдельных направлений. Тогда, возможно, процесс выбора профильного класса, а затем и вуза у молодого человека будет более осознанным. Конечно, в идеале "входить в профессию", то есть знакомиться с ее особенностями, лучше непосредственно на местах и через специалистов конкретеных предприятий.

/ Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Алена Узбекова
Образование