Для этого будет создан "резерв заменителей газа" из электростанций, которые планировалось закрыть в этом и следующем году.
Решение выглядит странно на фоне уже принятого запрета на поставки нефти и угля из России. Еще более неожиданно в этом свете звучат заявления некоторых европейских лидеров о том, что в седьмом пакете санкций, они планируют рассмотреть частичное эмбарго на импорт российского газа. В итоге, не совсем понятно, от кого ждут большего подвоха в Германии - от России или чиновников Евросоюза.
Официально запрет на поставки российской нефти начнет действовать в Евросоюзе только в декабре, а угля - в августе, но в Германии неоднократно подчеркивали, что уже сильно сократили их закупки в России. Более того, Берлин намерен отказаться от поставок российской нефти по трубопроводу "Дружба", хотя они исключены из-под действия санкций ЕС. Где Германия собирается брать дополнительные объемы сырья, если возникнут проблемы с генерацией на газе, пока не ясно.
Сейчас на европейском рынке уже образовался локальный дефицит нефти и угля, связанный с трудностями поставок из России. Причем никаких предпосылок того, что экспорт в направлении Европы из других стран будет расти, пока тоже нет.
Страны ОПЕК+ приняли решение о более быстрых темпах наращивания добычи нефти, но сильно отстают от запланированных уровней производства. Уголь востребован на рынке стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) и пока основные объемы экспорта как российского, так и из других стран уходят сюда.
Переход на уголь и нефть вместо газа в генерации, для Германии является, скорее всего, временным и по многим причинам труднореализуемым решением, отмечает инвестиционный стратег УК "Арикапитал" Сергей Суверов. К тому же уголь признан экологически вредным топливом, его использование противоречит зелёной повестке Европы. Вероятно, законопроект стал следствием обсуждения седьмого пакета санкций ЕС против России, в котором планируются ограничения на поставки газа из нашей страны, а также есть риски, что Россия может ограничить поставки газа на запад, считает эксперт.
О том, что Германия не собирается отказываться от заявленных ранее целей климатической повестки, заявил 8 июня канцлер Олаф Штольц. Он подтвердил, что страна должна полностью перейти на возобновляемые источники энергии к 2045 году, а отказаться от использования угля к 2035 году.
По словам Штольца, отказ от российского газа будет происходить в пользу поставок сжиженного природного газа (СПГ). Для этого придется создать инфраструктуру, в том числе плавучие терминалы для приема СПГ, которые появятся у Германии уже в 2023 году.
Пока сообщалось о двух терминалах, совокупной пропускной мощностью - 20 млрд кубометров газа в год. Это около 41% от объемов импорта газа их России в 2021 году (чуть более 48 млрд кубометров).
Проблема в том, что рынок СПГ ограничен по объемам - мощностями производящих его предприятий, а также количеством специальных танкеров для его транспортировки. Из-за газового бума в Европе их уже стало не хватать, а стоимость фрахта возросла до рекордных значений за 10 лет - 120 тыс. долларов за сутки. Поэтому даже с учетом появления таких серьезных мощностей по приему СПГ немцам приходится перестраховываться.
По мнению аналитика ФГ "Финам" Сергея Кауфмана, решение правительства Германии просто позволит проявить больше гибкости путем запуска в случае необходимости ныне неработающих угольных станций. Уголь и нефть в ЕС на данный момент являются фактически дефицитными товарами, но некоторые объёмы импортировать с мирового рынка реально и сейчас, отмечает эксперт.