Ветеринарно-санитарную экспертизу переработанной пищевой рыбной продукции непромышленного изготовления отныне можно проводить на рынках. Такой вариант предусматривают изменившиеся правила.
Что это означает для Камчатского края? Представьте: приходит к ветспециалистам некий товарищ, объявляет, что хочет продать красную икру на рынке, мол, у него образовался излишек. Излишек может быть, кстати, и немалым. Где взял - не говорит, да его и не имеют права спрашивать, оснований для этого нет. Ветеринар проверяет икру на наличие паразитов и на органолептику. Других лабораторных исследований не проводится. Допустим, гельминтов не обнаружено и на вкус продукт вполне нормальный. Икра неизвестного происхождения получает документ. Она, можно сказать, легализуется. А человек обзаводится своего рода индульгенцией и может продавать товар.
При этом есть условие: проверка икры на содержание микроорганизмов должна проводиться с периодичностью раз в три месяца. Обеспечивает ли владелец должное хранение, неизвестно. Кустарный способ заготовки не предусматривает возможности промышленного хранения. В полной мере гарантировать безопасность такой продукции по результатам проведения ветеринарно-санитарной экспертизы невозможно.
Заметьте, в техрегламентах Таможенного cоюза, которые действуют в России, вообще отсутствует положение о реализации на рынках переработанной рыбной продукции непромышленного изготовления после ветэкспертизы (тогда как, например, относительно молока такая норма предусмотрена).
Повторю. Госорганы невольно становятся легализаторами продукции. Не будем лукавить - чаще всего браконьерской продукции. И уже не имеет большого значения, что полученный документ не содержит сведений о том, было или нет разрешение на вылов рыбы. Для икры это все равно сопроводительная бумага, тем более, если она единственная.
Вроде бы мы делаем все, чтобы перекрыть каналы браконьерской продукции, исключить возможность ее реализации. Например, сейчас находится на рассмотрении федеральный законопроект, разработанный минсельхозом России. Документ предлагает установить лимит на вывоз с Камчатки красной икры - не более десяти килограммов за один рейс на человека. Эксперимент будет действовать с 1 августа 2022-го по 1 августа 2025-го. Это очень нужный законопроект: каждый год в багаже авиапассажиров полуостров покидает до двух тысяч тонн деликатеса, произведенного из добытой сверх лимитов рыбы.
И в то же время мы открываем лазейку для оборота икры, выработанной из явно незаконно выловленного лосося. Вместо того, чтобы исключить саму возможность такого сбыта, мы его легализуем, работаем на подрыв популяций рыбы в реках Камчатки.
Убежден, что в Ветеринарные правила нужно внести изменения, исключающие лососевую икру из перечня переработанной рыбной продукции непромышленного изготовления, реализуемой на рынке после проведения ветеринарной экспертизы.