С начала года поставки СПГ в Европу побили все предыдущие рекорды. За пять месяцев импорт превысил 52 млрд кубометров (38 млн тонн). И это без учета поставок в Великобританию, которые с января перестало отслеживать Gas Infrastructure Europe (GIE). За весь прошлый год поставки СПГ во всю Европу составили 103,6 млрд кубометров (75 млн тонн). Доля Великобритании 11 млн тонн или 15 млрд кубометров газа. То есть в другие страны Европы импорт вырос приблизительно на 40%.
Формирование дефицита на мировом рынке СПГ в этом году является вполне реальной перспективой, считает консультант VYGON Consulting Иван Тимонин. С учетом ввода новых заводов, выхода на полную мощность производств, запущенных в прошлом году, а также сокращения загрузки старых активов на фоне исчерпания ресурсной базы, объем предложения СПГ по итогам 2022 года может увеличиться относительно уровня прошлого года - примерно на 33 млн тонн.
На фоне продолжения роста роли газовой генерации в Азии спрос вырастет на сопоставимую величину. Таким образом, рынок в этом году находится на грани баланса, и любая новость о задержке ввода или внеплановой остановке какого-либо актива может привести к существенному росту цен, поясняет эксперт.
Рост спроса на СПГ в Азии был ожидаем, а вот резкое увеличение его потребления в Европе было вызвано сиюминутными политическими событиями. И именно в этом кроется подвох. ЕС может сделать выбор в пользу СПГ, отказываясь от трубопроводных поставок из России, а вот страны АТР заменить СПГ трубопроводным газом не могут - нет инфраструктуры. В результате здесь возникнет не искусственный, а реальный дефицит газа. Схожие проблемы могут возникнуть у стран Латинской Америки, также сильно зависящих от поставок СПГ.
Если газа будет физически не хватать, то это приведет к серьезному всплеску цен, считает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Уже сейчас мы видим некоторый отток СПГ из Европы на другие рынки, так как в Латинской Америке сейчас зима, а в Азии начинается сезон кондиционирования и открывается Китай после весеннего локдауна, отмечает эксперт.
Но отток СПГ с одного рынка на другой происходит не по принципу "там наш СПГ больше нужен", а основываясь на ценовой конъюнктуре. Понятно, что это не касается долгосрочных договоров на поставку, (около 63% всех объемов торговли СПГ в 2021 году), большая часть которых приходится на страны АТР. А вот за оставшиеся объемы - 37%, продающиеся по спотовым контрактам (покупка через биржу, быстрая оплата и отгрузка товара), развернется настоящая газовая война. Она неминуемо приведет к росту цен, которые и без этого уже больше полугода находятся на исторических максимумах, в среднем - около 1000 долларов за тысячу кубометров газа.
Глобальный рынок СПГ характеризуется значительной гибкостью, поскольку существенные объемы продукта продаются заводами-производителями в рамках портфельных контрактов, не имеющих привязки к конкретной точке назначения, поясняет Тимонин. В связи с этим конкуренция между регионами-импортерами за необходимые им объемы газа высока, и формирование дефицита в Азии и сопутствующий ему рост региональных котировок, несомненно, приведет и к удорожанию газа в Европе, считает эксперт.
Спрос на газ в северном полушарии может начать быстро расти уже сейчас, если лето будет жарким, поскольку вырастет энергопотребление для нужд кондиционирования воздуха. Но с больше вероятностью, серьезные проблемы на газовом рынке начнутся ближе к осени.
Многое будет зависеть от погодного фактора. Рост установленной мощности возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Европе и Азии делают энергосистему более зависимой от капризов природы, а сложение факторов усиливают эффект в прогрессии, поясняет Гривач.
К примеру, холодная и безветренная зима резко повысит спрос на традиционные источники энергии и наоборот. Мягкая и ветреная могут существенно облегчить положение для импортеров энергии.
С его точки зрения, при росте спроса на газ Азия перетянет одеяло на себя, а Европе придется закупать то, что останется на споте по заоблачным ценам. При этом высокие цены на газ разъедают спрос на него по всему миру, что, конечно, негативно сказывается и на газовой отрасли, и на экологической составляющей, так как газ в значительной степени замещается углем, а вовсе не низкоуглеродными источниками энергии, отмечает эксперт.