Это можно было бы объяснить колебаниями цен на мировом рынке, к которым привязаны выплаты по экспортной пошлине и налоговые платежи, но нефтегазовые котировки оставались приблизительно на одном уровне и даже немного выросли относительно апреля. Причем начавшаяся в марте этого года тенденция превышения дополнительных нефтегазовых доходов бюджета над базовыми (ранее прогнозируемыми) в мае сохранилась, 500 млрд рублей и 386 млрд рублей соответственно. Соотношение в апреле - 998 и 799 млрд рублей. Это означает, что казна России, несмотря на санкции, продолжает получать сверхприбыль от добычи и экспорта нефти и газа благодаря высоким котировкам сырья.
Доходы бюджета снизились именно в рублевом выражении, отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра "ИнфоТЭК" Валерий Андрианов. Если в апреле средний курс рубля составлял чуть менее 78 за доллар, то в мае - 63,3 рубля. Мировые цены на нефть номинируются в долларах и поэтому при падении курса доллара по отношению к рублю автоматически сокращается и размер доходов бюджета и компаний в рублях, поясняет эксперт. Но причина не только в курсе рубля.
Основные доходы бюджет получает с выплат по НДПИ с валовых показателей добычи нефти, которые привязаны к ее мировым котировкам. Для компаний главным источником доходов является экспорт нефти и продуктов ее переработки. Если поставки за границу снижаются, то падает прибыль. При этом на размер выплат по НДПИ это никак не влияет. Часть средств возвращается из бюджета нефтяным компаниям, имеющим нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в результате работы демпфирующего механизма (при поставках топлива на внутренний рынок).
Но НПЗ имеют не все компании, и не вся нефть отправляется на переработку. О снижении отгрузок за рубеж можно судить по уменьшению поступлений в бюджет по экспортной пошлине. В мае она принесла в казну 45,4 млрд рублей по нефти и 10,7 млрд по нефтепродуктам, в апреле - 84,7 и 29,2 млрд рублей соответственно. Только колебаниями курса такую разницу не объяснить. Если прибыль компаний продолжит снижаться, неминуемо начнет падать добыча, уменьшатся поступления в бюджет.
Еще одной причиной снижения поступлений в казну является увеличение дисконта на российскую нефть сорта Urals по сравнению с сортом Brent, считает Андрианов. Дисконт существовал всегда, но резко вырос в последние месяцы в связи с отказом ряда трейдеров приобретать российское сырье. На европейском рынке размер дисконта в отдельных случаях достигает 40%.
По данным минфина, к концу мая цены на Urals упали на 23% по сравнению с уровнем середины февраля и составили в среднем 73,24 доллара за баррель. Это почти на 32% ниже, чем средняя стоимость фьючерсов на сорт Brent за тот же период.
С начала лета ситуация с ценами на российскую нефть стала выправляться, отмечает Андрианов. Старт автомобильного сезона и восстановление экономики Китая после пандемии приводят к росту спроса на нефть, и поэтому размер дисконта на российское сырье уже сократился до 20 долларов за баррель. И в ближайшие месяцы можно ожидать его дальнейшего уменьшения, считает эксперт.