Но глава Союза сомелье России Артур Саркисян делает ставку на импортозамещение, потому что верит в российское вино. 10 лет он собирает лучшие образцы в красочный гид и утверждает, что с тех пор российские вина превратились из посредственных в приличные и даже выдающиеся.
Насколько нам хватит запасов импортного вина? Завозят ли его сейчас?
Артур Саркисян: У каких-то компаний запасов на складах есть на 2-3 месяца, у кого-то - на 4-5 месяцев. Вино везут, но точно не в том объеме, как раньше. Объем импорта вина в Россию за апрель-май снизился на четверть. Многие поставщики требуют 100% предоплату, хотя раньше нормальной практикой считались отсрочки платежа в несколько месяцев. Многие просто не хотят везти нам вино. Везется долго и тяжело. Понятно, что рынок уже не будет таким, как прежде. Впереди нас ждут очень интересные времена.
Вместо европейских появятся китайские и индийские вина в магазинах?
Артур Саркисян: Отсрочку платежей не дают и дружественные страны. Разве что готовы на таких условиях поставлять Армения, Грузия, Казахстан. Мы уже сейчас видим существенный рост импорта из этих стран.
Многие виноторговые компании обратили внимание на российские вина. Сейчас отечественное виноделие на подъеме, наши вина востребованы, они уже присутствуют в винных картах многих ресторанов. Еще несколько лет назад его было не найти, а сейчас все просят российское вино. Виноделам даже приходится придумывать для той или иной сети вино, которое не было бы похожим на серийное. Спрос огромный, но именно на качественные вина. Большинство соотечественников не хотят пить вино, сделанное абы как абы из чего: выдавили виноград, забродило, залили в бутылки - и готово.
А умеем мы производить качественные вина? За сколько можно купить российское вино достойного качества?
Артур Саркисян: В массовом сегменте можно найти приличное вино и за 350 рублей. Надо просто знать производителя. Один раз сделать хорошее вино можно. А делать из года в год продукт достойного качества вне зависимости от погоды, урожая и чего бы то ни было - уже гораздо сложнее.
Могу сказать, что за 10 лет, что я занимаюсь составлением винного гида, ситуация в российском виноделии кардинально изменилась. Этому способствовало, в частности, присоединение Крыма. Там появилось много хороших виноделен. После 2014 года резко активизировалось развитие отрасли. Плюс был принят закон о виноградарстве и виноделии, разработаны программы господдержки. Даже всем известные российские производители, созданные еще в СССР, стали делать вина, которых раньше не было - поменялся вкус и мышление. Сейчас это точно не та бурда, которую производили 15-20 лет назад.
При производстве российского вина тоже ведь используются импортное оборудование, пробка и т.д. Есть сейчас с этим проблемы?
Артур Саркисян: Сейчас все это завозится через третьи страны. И это дольше и дороже.
Конечно, нам надо было в свое время вводить льготные условия на покупку оборудования для виноделов - как минимум отменить ввозные пошлины, чтобы как можно больше можно было его ввезти. Есть сложности с импортом пробки, вдвое подорожала бумага для этикетки. Но критических проблем нет, они решаемы. Вместо пробки частично можно использовать винтовую укупорку. Бутылка у нас своя. Знаю, что даже иностранцы хотели покупать у нас бутылку, поскольку производство у них подорожало в три раза - бутылка стала стоить дороже самого вина.
Вино у нас будет еще дорожать?
Артур Саркисян: Некоторые производители уже подняли цены на 10-15% с начала года - как раз из-за импортных комплектующих. Дальше все будет зависеть от урожая и того, как и за сколько будет ввозиться импорт.
Российского вина на рынке пока только половина от общего потребления. Насколько увеличится производство в перспективе 3-5 лет?
Артур Саркисян: С 2017 года, когда активизировались программы поддержки виноградарства, было заложено 18 тыс. га новых виноградников. Сейчас эти посадки ежегодно будут прибавлять объем, входя в возраст технического плодоношения - 5 лет. Года через три производство может увеличиться на 25%. Сейчас уже скупаются все земли, пригодные под виноградники. Будут очень большие инвестиции в виноделие. Лично знаю многих людей, которые их планируют.
Считается, что у нас доминируют белые вина, а красных недостаточно. Это так?
Артур Саркисян: Старые виноградники - это в основном белые сорта. Самый известный сорт - "ркацители". Он урожайный, неприхотливый, его много закладывалось. Однако более молодые посадки - это уже преимущественно красный виноград. Структура спроса такая, что его необходимо было сажать больше. Дело даже не столько в цвете, сколько в самих сортах. Нам нужно больше востребованных покупателем европейских сортов - "совиньон блан", "шардоне", "каберне совиньон" и, конечно, наших собственных автохтонов.
В минпромторге говорят, что потребление алкоголя у нас смещается от крепких напитков в пользу вина, а в Европе - наоборот. Почему?
Артур Саркисян: Европа уже пресытилась вином, там пьют больше пива. Во Франции виноградников 870 тыс. га, а в России - только 99 тыс., хотя и в эти цифры я не верю. У нас ситуация обратная. Последние годы потребление вина растет. И эта тенденция будет только нарастать.
Водка потихоньку отступает
В минпромторге наблюдают тренд на замещение крепкого алкоголя вином: продажи водки в прошлом году снизились на 1%, на столько же приросли продажи вина. При этом виноградников в стране становится все больше - в этом году их площадь впервые превысит 100 тыс. га. Впрочем, отечественного вина пока хватает только наполовину от потребности. В связи с этим эксперты прогнозируют рост спроса на российское вино и, соответственно, его дефицит уже к Новому году. До сих пор главными поставщиками вина в Россию были европейские страны - Италия, Франция, Испания. В ресторанах запасы импортного алкоголя закончатся к осени, предрек РИА Новостям омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса Москвы Сергей Миронов. Из-за санкций больше половины привычного нам алкоголя может исчезнуть с прилавков. Виноторговые компании между тем присматриваются к китайским, индийским, сербским, уругвайским и другим винам. Согласно данным Росстата, цены на тихие вина с начала 2022 года выросли на 8%, на игристые вина - на 5%. Средняя бутылка тихого вина объемом 0,75 литра в рознице стоит 380 рублей, игристого - 320 рублей.