15.06.2022 00:11
Экономика

В Москве составили портрет типичного безбилетника

"Зайцы" Москвы: рассеянные и рецидивисты
Текст:  Сергей Буланов
Российская газета - Столичный выпуск: №126 (8774)
Типичный московский "заяц" - мужчина 19-29 лет, рассказал "РГ" руководитель ГКУ "Организатор перевозок" Владислав Султанов. Встречаются среди безбилетников и просто рассеянные, и криминальные личности - случалось так ловить даже преступников, находящихся в федеральном розыске.
Читать на сайте RG.RU
Как проходит рейд по проверке билетов в московском транспорте

49 тысяч "зайцев" поймали за прошлый месяц. В январе было 20 тысяч, в апреле почти 54 тысячи... "День на день не приходится, - говорит контролер Владислав Тиханкин. - Бывает, в одном трамвае несколько нарушителей, а в другом - ни одного". Его коллеги, контролеры с опытом, считают, что безбилетников стало визуально больше, чем во времена турникетов в наземном транспорте. Их начали убирать в 2018 году, чтобы ускорить посадку. Но сравнивать "эпохи" трудно: с тех пор стало больше маршрутов, да и контроль усилился. Если в 2018 году каждую неделю в среднем ловили по 1,5 тысячи безбилетников, то теперь - 4 800. По статистике ГКУ, только в прошлом году было выявлено 250 тысяч безбилетников, соответственно - штрафов на четверть миллиарда! Впрочем, зайцами нарушителей теперь не называют. Безбилетные пассажиры - так и корректнее, а главное, "заяц" пошел не чета прежним. Если раньше часто сознательно не платили, то сейчас чаще всего причина - забывчивость человека.

Трамвай на Комсомольской площади забит почище вагонов метро. Мы с Владиславом и его напарницей Юлией Хитровой заходим в разные двери, чтобы проверить как можно больше билетов. Финансовой заинтересованности в "ловле зайцев" у контролеров нет: процентов с количества выявленных безбилетников они не получают. Сама проверка - дело пары секунд. Достаточно приложить билет к валидатору контролера - и сразу видно, оплачен ли проезд.

Прямо посреди салона натыкаемся на дамский костюм - висит на вешалке прямо на поручне. Судя по упаковке, только что из химчистки. За ним - молодая дама. "Не оплатила- неудобно было, - не скрывает она. - Руки заняты". Вмешательством контролеров явно недовольна, но без агрессии. С помощью портативного гаджета Владислав быстро выписал квитанцию и тут же на переносном принтере распечатал постановление. Штраф - 1 000 рублей, один из самых низких в Европе! Например, в Риме с "зайцев" берут по 200 евро. Правда, и сам проезд стоит дороже, чем у нас - около 2 евро.

На улице Образцова входит компания девушек, карточки достать не спешат. "Ой, я забыла. Но мне пора выходить", - спешит к двери одна. Ничего, мы с вами! Постановление распечатываем уже на улице, девушка ждет, но ворчит: "Почему я? Рядом еще были люди без билетов". Но отвечать придется только за себя. "Это, скорее, исключение, - говорит Юлия. - Чаще забывают платить мужчины". В основном безбилетники мирные, делятся опытом контролеры. Возможно, их сдерживают видеорегистраторы на форменной одежде проверяющих. К тому же сотрудники ГКУ имеют право вызвать полицию. Например, так в апреле в одном из автобусов попался подозреваемый в краже, а в марте по такому же сценарию отправился за решетку его "коллега", не оплатив проезд в метро "Киевская".

В областных автобусах отменили наличную оплату проезда
Московская область Общественный транспорт Охрана порядка