16.06.2022 16:32
Экономика

Гендиректор "Газпром межрегионгаза" Густов: Санкции не повлияли на социальную газификацию в России

Текст:  Денис Гонтарь
О проведении газовой трубы "до забора", полной независимости от импорта, росте числа абонентов и уверенности в завтрашнем дне на фоне санкций в интервью "РГ" на ПМЭФ рассказал генеральный директор Группы Газпром межрегионгаз и ООО "Газпром газификация" Сергей Густов.
Читать на сайте RG.RU
Интервью с Сергеем Густовым, гендиректором Группы "Газпром межрегионгаз" и ООО "Газпром газификация"

Сергей Вадимович, больше года назад, в апреле 2021 года, президент страны Владимир Путин дал старт масштабной догазификации - бесплатному подведению газа к земельным участкам жителей регионов РФ. Как продвигается эта работа?

Густов: прошлом году президент действительно дал старт этой программе, однако практически все лето 2021 года ушло на формирование нормативно-правовой базы. В результате в сфере газификации сложились принципиально новые как юридические, так и экономические отношения. Раньше межпоселековые сети строил Газпром, газопроводы внутри населенных пунктов прокладывали за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Сейчас порядок изменился: правительство страны определило единого оператора, которым стала компания "Газпром газификация". Ее задача - построить газопровод от магистрали до границ земельного участка заявителя - так называемой, "последней мили".

Сегодня мы уже получили порядка 900 тысяч заявок от жителей страны и заключили около 400 тысяч договоров с будущими потребителями.

Вы уже упомянули главный критерий догазификации. Какие еще условия должны быть выполнены?

Густов: Мы постарались сделать так, чтобы количество критериев, ограничивающих процесс догазификации, было минимальным. Если вы живете в газфицированном поселке или городе, у вас есть паспорт, свидетельство о собственности на землю и СНИЛС, то вы автоматически становитесь участником президентской программы догазификации. Это очень просто. Мы постарались создать удобные сервисы для людей разных возрастов: сегодня заявку можно подать через службу газификации вашего города или МФЦ, а также оставить ее электронно на "Госуслугах" или сайте единого оператора.

Существуют какие-либо льготы при прокладке сетей от "забора" до фундамента дома и для покупки газового оборудования?

Густов: Единый оператор догазфикации взял на себя ответственность по строительству газопроводов внутри населенных пунктов. Раньше этим занимались субъекты Российской Федерации. Мы неоднократно обращались к губернаторам и региональным парламентам с просьбой расширить категории льготников для получения субсидии на прокладку газопроводов внутри границ земельного участка и на покупку соответствующего оборудования. Сегодня почти все субъекты эту работу провели. Есть примеры Пермского края, Сахалинской, Московской, Ленинградской областей, где ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий компенсируют сто процентов затрат на подключение к газу. Это крайне важно, поскольку "Газпром газификация" выполняет работы лишь до конкретного участка. Однако я убежден, что наша задача будет выполнена лишь в том случае, когда человек сможет пользоваться газом в плите и в котле. Только тогда газификацию конкретного домовладения можно считать завершенной.

Компенсации и субсидии - это хорошо, но у них фиксированный размер. Цены на технику постоянно растут, особенно в последнее время. На этот процесс как-то можно повлиять?

Густов: Мы постоянно мониторим цены. Сегодня стоимость плит и котлов остается примерно на одном уровне и не растет. Был некий всплеск, который искусственно спровоцировал маркетинг. Однако после заседания федерального штаба под председательством вице-премьера Александра Новака и благодаря эффективной работе антимонопольной службы рост цен удалось сдержать, ситуация стабилизировалась. Стандартная газовая плита, собранная на заводе в Пермском крае, как стоила 14 тысяч 300 рублей, так и остается на этой отметке. Сегодня нет никаких препятствий для приобретения газового оборудования.

Насколько я понимаю, вы говорите в основном о российской технике, но сегодня многие компании - от крупных корпораций до мелкого бизнеса - столкнулись с проблемой импортного оборудования. Компании Группы Газпром межрегионгаз почувствовали санкционный удар или были к нему заранее готовы?

Густов: Модной ныне темой импортозамещения в Газпроме занялись давно - лет десять назад. Сегодня я могу с уверенностью говорить о том, что все необходимое для реализации программ газификации производится на территории нашей страны. Количество материалов и оборудования достаточное, мы никак не зависим от импорта. Это позволяет гарантировать, что все программы газификации и догазификации будут выполнены в срок.

В современных условиях "бойкота" России и наших энергоресурсов можем ли мы расчитывать на то, что темпы программы газификации внутри страны будут наращивать? Каким регионам уделят особое внимание?

Густов: Внутренний рынок России сегодня обеспечен газом в полном объеме. Каких-либо задержек, связанных с финансированием программ газификации и догазификации, также не наблюдаем. Газпром - плановая компания, и мы уверены в том, что деньги на выполнение этой важной государственной задачи у нас будут.

Энергетика Нефть и газ