16.06.2022 20:00
Экономика

Ключевой индустриальный регион России успешно решает возникающие в экономике проблемы

Текст:  Константин Балагаев
Российская газета - Федеральный выпуск: №129 (8777)
Как в индустриальной Свердловской области власть и бизнес воспользовались ситуацией в глобальной экономике для решения задач, важных для жителей региона, - об этом корреспонденту "РГ" рассказывает губернатор Евгений Куйвашев:
Евгений Куйвашев: Какие-то решения приходится принимать "с колес". / Предоставлено Департаментом информационной политики Свердловской области
Читать на сайте RG.RU

- Весь вопрос не в наличии санкций, а в том, насколько чувствительными для нас они окажутся. А здесь уже многое зависит от нас самих. Конечно, наша экономика находится не в безвоздушном пространстве. И внешнее давление, и внешние ограничения ощутимы. Коронавирусный период показал: бизнес в Свердловской области умеет мгновенно реагировать на нештатные ситуации. Мы со своей стороны тоже оперативно приняли все меры к тому, чтобы вырулить из пандемии с минимальными потерями. Опыт есть, поэтому новые экономические вызовы встречаем во всеоружии. Первый квартал 2022 года регион прошел хорошо: объем промышленного производства прирос на 1,3 процента к уровню января - марта прошлого года, отгрузка увеличилась почти на треть. Оборот розничной торговли увеличился почти на 3,5 процента - до 316 миллиардов рублей. Вакансий у нас по-прежнему вдвое больше, чем людей, ищущих работу.

Но, понятно, первые три месяца года не вполне показательны. Ситуация действительно непростая, и вместе с предпринимательским сообществом ищем разумные выходы из нее. Работой оперштаба по социальной и экономической стабильности я руковожу лично. Первоочередные задачи - снижение налоговой нагрузки на бизнес, продовольственная безопасность, поддержка малого предпринимательства.

Какие-то решения приходится принимать "с колес". Так, к нам обратились две базовые компании в авиационной сфере - аэропорт Кольцово и "Уральские авиалинии". Обеим сейчас тяжело. Реагировать надо было быстро. Готовится законопроект для предоставления налоговой льготы аэропорту. Решение о переносе срока уплаты налога на имущество авиакомпании на ноябрь уже принято.

И, конечно, главное сейчас - импортозамещение. У нас достаточный потенциал для того, чтобы быстро закрыть пробелы, возникающие после ухода различных товарных групп с рынков.

Что происходит с экспортными и импортными потоками?

Евгений Куйвашев: Безусловно, мы прогнозируем снижение товарооборота. Но никакого драматического падения не ждем. Наша экспортная продукция с высокой добавленной стоимостью востребована на рынках стран СНГ, Юго-Восточной Азии, Африки. С ними мы всегда вели и продолжаем поддерживать диалог.

В конце апреля с представителями 50 уральских предприятий мы слетали в Ташкент на выставку "Иннопром". Важно было самому понять, насколько наши зарубежные партнеры готовы к расширению сотрудничества. Оказалось, готовы. С нами были IT-компании, заводы "Уралкран" и "Уралхиммаш", небольшие предприятия, представляющие решения для нефтегазовой и горнодобывающей отраслей, и другие. Интерес у обеих сторон колоссальный.

Отдельное направление работы - переориентирование малого бизнеса на новые рынки. Региональный фонд поддержки предпринимательства сейчас помогает предприятиям выходить на азиатские торговые интернет-площадки, консультирует по вопросам вывоза продукции. С начала года при такой поддержке малый бизнес заключил контракты на общую сумму 30,4 миллиона долларов. Продукция ушла в Беларусь, Казахстан, Киргизию, Индонезию, Монголию. В целом нам есть что и куда продавать.

Какой высокотехнологичной продукцией могли бы укрепить импортонезависимость страны промышленные предприятия региона?

Евгений Куйвашев: Сам термин "импортонезависимость" очень точно передает суть тех задач, над решением которых мы работаем. Цель - не сиюминутно заместить ушедший товар. А сделать так, чтобы и регион, и, возможно, вся страна стали по каким-то позициям совершенно неуязвимыми.

Идем таким путем. Оперштаб определил перечень тех групп товаров, производство которых нужно наладить. Пока в нем около 20 пунктов, например офисная бумага. В начале весны мы столкнулись с ее дефицитом, да и не одни мы. Но уже к середине апреля целлюлозно-бумажный завод в Туринске запустил линию по выпуску такой бумаги - сейчас производится до миллиона пачек в месяц. После наращивания мощности завод сможет занять до 15 процентов российского рынка. Еще в перечне - компоненты для легкой промышленности, синтетические каучуки, электротехническое оборудование и насосы, фильтрующие материалы. Вот пример: в апреле завод "Огнеупоры" в Богдановиче запустил производство минеральных фильтров для очистки питьевой воды и промышленных стоков, полностью оснащенное отечественным оборудованием. Эта уральская разработка вообще не имеет аналогов в мире и способна полностью заменить импортную продукцию.

Наша экспортная продукция востребована на рынках стран СНГ, Юго-Восточной Азии, Африки

Сейчас задача власти - найти способы поддержать такую работу, и не только субсидиями, льготными кредитами. Я напомню, в Свердловской области эффективно работают преференциальные территории - две площадки особой экономической зоны "Титановая долина", территории опережающего развития, индустриальный парк "Богословский" с готовой промышленной инфраструктурой и набором налоговых льгот, подходящий для любых промышленных производств.

Какой будет судьба крупных инфраструктурных проектов?

Евгений Куйвашев: За последние годы индустриальный регион стал и научным, и образовательным, и культурным, и инновационным центром. Мы нарастили компетенции в организации масштабных мероприятий и стали еще одной конгрессной столицей страны. Сегодня Свердловская область - еще и центр инфраструктурных преобразований. У нас настоящий строительный бум. Достраиваем Екатеринбургскую кольцевую автодорогу. Для Свердловской области это стройка века. Работа там кипит. В сентябре хотим запустить движение на последнем участке ЕКАД, и это будет действительно мегасобытие. Готовимся к старту работ на участке скоростной трассы М-12 Москва - Казань. Она, напомню, по поручению президента России должна быть продлена до Екатеринбурга в 2024 году.

Такие стройки дают мощный импульс. Нет сомнений, мы их завершим. Регион богат минеральными ресурсами, у нас есть высококлассные специалисты, сильные строительные компании. Мы готовы обеспечивать и дорожное строительство, и другие проекты. Самый крупный сейчас - Деревня Универсиады. Готовясь к Всемирным студенческим играм, мы начали возведение общежитий, медиацентра, медицинского центра. Здесь же строится Дворец водных видов спорта. Все это перейдет по наследству Уральскому федеральному университету и станет студенческим кампусом мирового уровня.

Какие у индустриального региона еще могут быть новые пути развития, не связанные с привычной ему промышленностью? Ищет ли Свердловская область такие пути?

Евгений Куйвашев: Мы делаем ставку на молодых людей, они - наше будущее. Поэтому разрабатываем большую программу "Екатеринбург - студенческая столица России". Она будет включать различные направления поддержки студентов: от льготных кредитов на обучение и программ по аренде жилья до скидок в кафе. Такая программа направлена на развитие разных направлений бизнеса: недвижимость, торговля, IT, сфера услуг. Мы хотим, чтобы знающая, думающая, креативная молодежь оставалась в регионе. Собственно, ради этого и работаем.

Бизнес