21.06.2022 22:24
Экономика

Нефтяников ждет рост доходов и расходов

Текст:  Татьяна Карабут Тихонов Сергей
Российская газета - Столичный выпуск: №131 (8779)
Нефтяники смогут расширить применение налога на дополнительный доход (НДД) еще на 157 месторождений. Законопроект об этом уже прошел все чтения в Госдуме. Налог считается преференциальным для добывающих компаний и должен способствовать росту объемов производства и разработке малорентабельных запасов нефти.
/ Максим Богодвид/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

НДД платится с полученной прибыли, а не с валовых показателей добычи, в отличие от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - пока основного налога в российской нефтянке. НДД же за счет привязки к прибыли, а не к объемам добычи увеличивает рентабельность производства нефти на сложных участках недр и более выгоден компаниям.

Изменения, предусмотренные в законопроекте, расширяют периметр НДД - добавляются участки в третью (выработанные месторождения - "РГ") и четвертую группы (новые месторождения - "РГ") месторождений, сообщил "Российской газете" на ПМЭФ статс-секретарь - заместитель министра финансов Алексей Сазанов.

В финансово-экономическом обосновании законопроекта указывается, что в результате предложенных изменений бюджет сможет дополнительно получить 84 млрд рублей в 2023-2027 годах. Причем по мере рассмотрения документа в Госдуме список месторождений вырос с 98 до 157 штук, что, естественно, окажет влияние на объем средств, поступающих в бюджет. За тот же период дополнительные доходы бюджета могут вырасти до 190 млрд рублей, отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов. Это также поможет поддержать добычу нефти, поскольку сделает ее выгодной на ранее не рентабельных участках.

Компании могут заниматься разработкой не только самых привлекательных и "легких" активов (или тех месторождений, которые подпадают под различные льготные коэффициенты), а практически любых запасов, извлечение которых рентабельно при текущих нефтяных котировках, поясняет Андрианов.

Некоторые инвестпроекты получают экономическую обоснованность именно благодаря включению в периметр НДД, и со временем они принесут доход не только компаниям, но и бюджету, а без НДД они бы просто не состоялись, отмечает эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин.

Переход на НДД не отменяет НДПИ, его все равно приходится платить, пусть и в урезанном виде (приблизительно на 40% меньше). Половина расходов бюджета по выплатам по демпферу компенсировалась за счет роста ставки НДПИ для нефтяных компаний. Но вопрос уменьшения ставки НДПИ сейчас не обсуждается, как и предоставление дополнительных льгот нефтедобывающим компаниям.

Снижение добычи нефти в России провоцирует рост цен на нее в мире

На ближайшие три года расширения НДД достаточно, считает Сазанов. Надо посмотреть, как нефтяные компании выполняют обязательства, взятые на себя при включении этих участков в периметр НДД. В сегодняшних условиях, учитывая складывающийся уровень цен на сырье, у них достаточно устойчивое финансовое положение, добыча рентабельна. Каких-то дополнительных послаблений и льгот нефтедобывающей отрасли не требуется, отмечает он.

Но расширение периметра НДД - не единственное нововведение, которое может ожидать нефтяников. По данным "Коммерсанта", в Минфине сейчас обсуждается возможность корректировки демпферного механизма для нефтяников в сторону уменьшения выплат нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ). А поскольку в России большинство НПЗ принадлежат добывающим компаниям, то снижение размера компенсаций из казны уменьшит их доходы. В целом речь идет о сопоставимых суммах. За пять месяцев 2022 года НДД принес в казну 1,02 трлн рублей, а выплаты по демпферу из нее составили 1,06 трлн рублей.

В обоих случаях в выигрыше оказывается бюджет страны, ожидается рост доходов от НДД и снижение расходов на выплату демпфера. С нефтяными компаниями не все так однозначно. Расширение периметра НДД - несомненно, плюс для них. А вот снижение выплат по демпферу, учитывая санкции, затрудняющие логистику и финансовые операции, а также частичное эмбарго Евросоюза на импорт нашей нефти и нефтепродуктов может снизить привлекательность нефтепереработки и повлиять на объемы добычи в стране.

Впрочем, по мнению Курдина, корректировку демпфера сложно увязывать с НДД. Параметры демпфера зависят от текущей конъюнктуры, а НДД направлен на длительную перспективу - для реализации проектов, выгодных как компаниям, так и бюджету. При низком курсе рубля шла речь о том, чтобы в рамках демпфера повысить выплаты компаниям, сейчас, после укрепления рубля, обратная ситуация, напомнил он.

Цель демпфера - обеспечить приемлемую маржу для независимых АЗС без существенного повышения розничных цен на топливо, считает Андрианов. Сегодня, когда цены на нефть на внутреннем рынке опустились (из-за частичных ограничений экспорта), Минфин и поднял вопрос о снижении или даже об отказе от демпфера. Однако такая мера может оказаться критической для независимых АЗС, которые не смогут компенсировать выпадающие доходы за счет других видов деятельности (добыча, переработка и т. д.), отмечает эксперт.

Дополнительные доходы бюджета от нефти и газа в мае снизились вдвое
Нефть и газ Минфин Госдума Налоги