Фестиваль проходил впервые, но работы на конкурс поступили из 12 регионов России, Донецкой Народной Республики и Республики Северная Македония.
Главным акцентом фестиваля стала выставка в Духовно-патриотическом центре Вятский Посад, где были представлены работы конкурсантов: как взрослых, так и совсем юных, а также дизайнеров-профессионалов - друзей проекта. Техники исполнения и темы - самые разные: от графики и живописи до вышивки и керамики, гобеленов, кружева, печати на ткани, стимпанка, полимерной глины и пластилина. Идея организаторов была в том, чтобы показать кириллицу во всей ее недооцененной нами красоте и всем разнообразии.
Фестиваль-конкурс, по признанию авторов проекта - дизайнера и преподавателя Орловского художественного училища Виктора Панкова и журналиста "РГ" Надежды Рипинской, был задуман в широком смысле для продвижения кириллицы как важной составляющей русского и славянского культурного кода, неотъемлемого элемента национального самосознания.
Год назад в День славянской письменности и культуры в Орловском академическом театре имени И. С. Тургенева открылась выставка шрифтовых композиций студентов Орловского художественного училища. Выступая на ее открытии, член Союза дизайнеров России и организатор этого мероприятия Виктор Панков высказал мысль, что во время празднеств по случаю Дня славянской письменности и культуры письменность как таковая уже давно отошла на второй план. А на первый вышла даже не написанная кириллическими буквами великая русская литература, а скорее фольклор и народное творчество. Может, это и неплохо само по себе, но к созданной Кириллом и Мефодием азбуке народные песни и танцы имеют мало отношения.
Между тем кириллица - это не какие-то далекие от современности старославянские знаки, а живая форма письменности, которой мы пользуемся каждый день. Она живет, меняется, развивается в дизайнерских шрифтах, в рекламе, в книгах и журналах, в цифровом пространстве и, как и десятки, и сотни лет, - в ученических тетрадях. Хотя детские, да и взрослые почерки становятся все хуже и хуже под тотальным давлением гаджетов.
- Экспозиция в театре была настолько яркой, что каждая работа просто просилась стать принтом на футболке или сумке, выйти за рамки выставочного зала, - рассказывает директор фестиваля Надежда Рипинская. - В беседе с Виктором Панковым возникла идея фестиваля-конкурса, который мог бы объединить дизайнеров, мастеров народного и декоративно-прикладного искусства, филологов, неравнодушных к родному языку и письменности людей. Название "Много букв" было придумано сразу - по аналогии с известным мемом.
Исходя из цели - продвигать кириллицу через доступные и понятные детям и молодежи формы изобразительного искусства (рисованные шрифтовые композиции, каллиграфию), декоративно-прикладное творчество, текстиль и моду, - организаторы разработали культурно-просветительскую программу для разных возрастов.
- Мы придумали мероприятие, на котором рассказывали об истории письменности в целом и кириллицы в частности, о ее многовековом развитии на русской почве, а также показывали, как буквы используются ведущими дизайнерами мира для выражения творческих идей. Все это сопровождалось красивыми слайдами и производило впечатление на аудиторию. А рассказывали мы это для ребят из орловских художественных школ и домов творчества. Потому что дети, которые сегодня только учатся, завтра будут определять развитие русского дизайна, - делится Виктор Панков.
Просветительская часть фестиваля стартовала в конце февраля и шла до начала мая. Общение с потенциальными участниками, мастер-классы по древнерусским почеркам и шрифтовым композициям принесли свои плоды. На конкурс поступило более 100 работ в электронном формате и более 150 - в материальном. У жюри, в состав которого вошли уважаемые в профессиональном сообществе дизайнеры из нескольких регионов, было много работы: нужно было не только определить победителей, но и отобрать работы для выставки. Здесь не было легкого выбора. Но, к счастью, современные технологии позволили практически все работы включить в электронную выставку, которая 24 мая, в День славянской письменности, была выложена в группе фестиваля и показана во время открытия экспозиции. Электронная выставка позволила обобщить все разнообразие работ, поступивших на конкурс.
Фестиваль-конкурс - добровольная инициатива филологов, журналистов, дизайнеров и педагогов, которые активно включились в работу над проектом. Вся просветительская программа, выставка, работа жюри, ведение информационной и коммуникационной работы делались безвозмездно людьми, которых вдохновила идея популяризации русской письменности через искусство.
Большую поддержку в организации просветительской программы и работы со школьниками, по словам организаторов, оказали управление культуры и архивного дела Орловской области, Духовно-просветительский центр Вятский Посад, Центральная городская библиотека имени Пушкина города Орла, художественно-графический факультет ОГУ имени И. С. Тургенева, Орловское художественное училище имени Г. Г. Мясоедова, Центральная библиотечная система города Орла, Туристский кластер Орловской области.
Благодаря содействию центра "Мой бизнес", организаторам удалось при отсутствии бюджетного финансирования сделать оригинальную сувенирную продукцию, которая стала подарками победителям и лауреатам.
В течение фестивальной недели, кроме основной экспозиции, была открыта малая выставка шрифтовых композиций в орловском театре "Свободное пространство", проведен творческий флешмоб "Кириллица" Школой юных архитекторов ОГУ, выставлена площадка фестиваля на "Библионочи", организованы мастер-классы и лекции. Интерес участников и посетителей выставок к идее фестиваля показал ее актуальность.
- Нам многие говорят: как вы своевременно подгадали с таким проектом, когда все русское на Западе отменяют. Но дело в том, что проблема сохранения русской речи, русской идентичности (а письменность - ее неотъемлемая часть) существует уже очень давно. Кириллица и русское слово - вневременные духовные ценности нашего народа, - рассказывает директор фестиваля Надежда Рипинская.
Кстати
Организаторы намерены сделать фестиваль-конкурс славянской письменности "Много букв" ежегодным и постепенно найти возможность вовлечь в него единомышленников из всех славянских стран, пишущих на кириллице. В проект в качестве лекторов и ведущих практических занятий будут приглашаться филологи, дизайнеры шрифта, каллиграфы, мастера леттеринга и декоративно-прикладного искусства.