Ландшафтный архитектор Белгорода Елена Семенкова свой брифинг для журналистов назвала "вечером тюльпановой арифметики". На многочисленные вопросы о том, зачем вообще выкапывать луковицы из земли, она пояснила: на их месте должны появиться однолетние цветущие растения. В теплицах этот посадочный материал уже ждет своего часа. К тому же луковицы тюльпанов рекомендуют выкапывать, проверять, есть ли больные, а еще - размножать.
- Если мы выкопаем несколько луковиц, то увидим: какие-то из них разделились еще на несколько. В следующем году они уже цвести не будут, - поясняет ландшафтный архитектор. - Когда выкопаем, то сможем сказать, какой процент сможет в следующем году зацвести точно.
Пока же, по прогнозам специалистов, пригодными для выгонки бутонов после первого фестивального цветения останется в лучшем случае 70 процентов луковиц, по самым скромным подсчетам - половина. Остальные же, которые в народе называют "детками", до этого состояния нужно будет сначала дорастить. Впрочем, до момента доращивания тюльпаны еще пройдут массу сортировочных этапов. Какие-то луковицы окажутся зараженными вредителями и болезнями, их придется убрать. Остальные - обработать и отправить на хранение. Последнее - тоже непростое дело: нужны специальные помещения, хорошо проветриваемые, те, где луковицы пролежат до осени, пока их можно будет безопасно посадить в грунт.
Елена Семенкова рассказала, что тюльпаны могут, конечно, благополучно перезимовать и в грунте. Да только с каждым годом луковицы уходят все глубже и глубже в почву. В итоге весной они если и прорастают, то уже не с такими крепкими бутонами, а то и вовсе без них. В Белгороде в грунте останется практически половина этих растений. Однако будет ли цветение перезимовавших луковичных таким же дружным - еще один вопрос, ответа на который не знают пока даже специалисты. Все это зависит от множества факторов. И те полтора миллиона луковичных, которые надеются выкопать и сохранить при помощи подрядчика, потребуют дополнения. Елена Семенкова отметила, что городу придется докупить еще примерно два миллиона тюльпанов. И если раньше одна луковица стоила 15 рублей, то теперь ценник варьируется между 22-25 рублями. Так что теперь два миллиона штук обойдется в 37-39 миллионов рублей. Елена Семенкова отметила, что довольна и надежностью прежнего подрядчика, и качеством его посадочного материала, поэтому приобретать луковицы у кого-то другого не хотелось бы.
Ландшафтный архитектор пояснила, что стоимость тюльпанов зависит от сорта. Самые изящные, конечно, ценятся выше и продавцами, и покупателями. Нынешней весной белгородцы видели более десятка сортов в разных цветовых вариациях: не было разве что цветов с махровыми лепестками да ярких представителей пионовидных. Возможно, теперь этот спектр будет еще шире.
Впрочем, пока городские службы стараются как можно скорее справиться с подготовкой тюльпановых клумб для новых растений, время идет. Своими силами муниципальное предприятие не обеспечит оперативной замены луковичных на цветущие однолетники, хотя сотрудники "Белгородблагоустройства" на своих постах с раннего утра и до вечерних сумерек. Поэтому конкурс на 19 миллионов рублей и объявили. В это время неравнодушные белгородцы в социальных сетях продолжают считать деньги: 46 миллионов рублей на первые луковицы, 19 миллионов - на работы по их хранению, и если на закупку очередных тюльпанов будут направлены 39 миллионов рублей, то стоимость фестивальных амбиций Белгорода превысит психологическую отметку в 100 миллионов рублей. Как раз сейчас за такую сумму ремонтируют мост через Северский Донец. Впрочем, сравнивать три недели буйного цветения и срок службы дорожной конструкции некорректно, говорят те же активисты. Важнее вспомнить о том, что рассаду однолетних цветущих растений высадят в лучшем случае к концу июня. Сколько еще средств будет направлено на нее? Как она приживется в летний зной? Сколько ресурсов потребует уход за ней? А главное - осенью ее место нужно будет вновь оперативно освободить под те же самые тюльпаны. Сотрудницы муниципального предприятия отмечают, что в нынешнем году они не просто работают на городских клумбах - они там практически живут.