- Мы хотим поставить на линию 200 электрокаров российского производства, - рассказала "РГ" генеральный директор компании Electro.cars Мария Черникова. - В пилотном проекте участвуют Сочи и Краснодар, где протестировали электромобили и просчитали бизнес-модель, ведь ни один автопарк не купит электротакси, если не будет на них зарабатывать.
Выгода оказалась очевидной. Обслуживание электрокаров дешевле, чем автомобилей на обычном топливе. Они реже требуют ремонта, во-первых, из-за отсутствия двигателя внутреннего сгорания, а во-вторых, из-за того что не используют бензин. Например, на километр пути топлива расходуется на 5,3 рубля, а электричества - на 2,8 рубля. Получается даже меньше, чем на метане. К слову, сейчас на Кубани электрическая заправка обходится в 17 рублей за киловатт.
- Электромобили требуют меньше ухода, но, если запустить проблемы с электроникой, это может повлечь серьезные последствия, - объяснил директор сочинского парка электротакси Иса Айдамиров. - Своевременное обслуживание и осмотр - и нет проблем.
В феврале 2022 года в материале "Как работает первый в России электротаксопарк" мы писали, что там базируется 46 электромобилей. 30 американских Tesla и китайских Jac регулярно выходили на линию. Остальные, например, одноместные Renault Twizy, ждали своего часа: сдачи в аренду службам доставки еды. А как сейчас?
- В настоящее время у нас 24 электромобиля, - отметил Иса Айдамиров. - Часть пришлось перебросить в Москву, где машин не хватало. Оставшиеся электрокары по-прежнему работают в "Яндекс. Такси" по тарифам "Комфорт" и "Комфорт+". Зато мы дополнили парк такси автомобилями - 17 Kia Rio и двумя Kia Optima.
Одноместные электромобили Renault Twizy тоже отправили из Сочи в столицу. Заниматься сдачей их в аренду службам доставки еды должен специалист. Лучше уж руководить одним проектом, так больше порядка, решили в электротаксопарке. Здесь уже с нетерпением ждут новые российские электромобили, которые будут востребованы. Ведь спрос на нынешние при заказе такси достаточно высокий, и они по-прежнему вызывают "вау-эффект" у пассажиров.
Первая партия электрокаров сойдет с конвейера липецкого предприятия в сентябре этого года.
- Базовая стоимость российского электрокара составляет три миллиона рублей, но для корпоративных клиентов разрабатывается проект субсидии через лизинг. В этом случае машина обойдется в 2,1 миллиона, - представила расчеты Черникова. - К примеру, самый простой Hyundai или Skoda Octavia уже стоят по 1,8 миллиона рублей, а Tesla - примерно пять миллионов. К тому же официальных поставок американских электромобилей в Россию нет, хотя серый импорт для розничных клиентов остается. Но эта умная машина из-за отключения функций вследствие санкций быстро может превратиться в кирпич.
С поступлением новых электрокаров в Краснодарском крае понадобится увеличить сеть станций зарядки втрое. На сегодняшний день в регионе около десяти таких станций. Всего в таксопарках Сочи и Краснодара насчитываются 40 электромобилей.,
Александр Шмигидин, директор Общественного совета по развитию такси:
- Электротакси - такая же неизбежность, как и вообще электрокары в России. Следует добавить, что долгое время расширение рынка электротакси в России упиралось в отсутствие целевой модели. С большой вероятностью в нынешней ситуации лидирующее положение займут бренды из Китая, уже зарекомендовавшие себя на местном рынке. Но мы полагаемся и на отечественных производителей, которые ведут работу в этом направлении.
На российском рынке уже порядка 10 проектов производства электромобилей. Государство также ориентировано на стимулирование данной отрасли, например, Минтранс РФ предлагает льготы для владельцев электрокаров: снижение ставки транспортного налога и право бесплатного передвижения по платным дорогам. Сегодняшняя санкционная политика, конечно, может замедлить внедрение электрокаров в такси, но сам процесс уже не остановить.
В Ростовской области утвердили план стимулирования спроса на электротранспорт. Во втором квартале 2022 года в региональную программу "Энергоэффективность и развитие промышленности" внесут информацию о строительстве электрозаправок. До конца третьего квартала муниципалитеты получат рекомендации, где установить заправки для электрокаров. Кроме того, их обеспечат и законодательной базой, в которой будет расписан порядок возмещения части затрат на создание электрозаправок и присоединение их к энергосетям. С местами для размещения зарядных станций власти должны определиться до конца 2022 года. Данные о них внесут в геоинформационную систему Ростовской области. Также власти подготовят справочную базу российских производителей электротранспорта. В правительстве будут разработаны предложения о закупке для муниципалитетов общественного электротранспорта.
А в первом квартале следующего года появятся механизмы стимулирования спроса на электротранспорт. Среди возможных мер - снижение транспортного налога, бесплатная парковка и другие преференции.