Укреплению рубля, несмотря на санкционное давление, способствует значительный приток экспортной выручки в условиях высоких цен на сырьевые товары при существенном сокращении импорта из-за санкций, отмечает директор центра изучения проблем центральных банков РАНХиГС Павел Трунин. Существенную роль в укреплении нацвалюты и стабилизации платежного баланса сыграли введенные жесткие ограничения на движение капитала, которые даже пришлось ослаблять из-за стремительного укрепления рубля. Так, требования по обязательной продаже экспортной выручки снизились с 80 до 50%, а 10 июня были отменены. Также, например, была отменена комиссия за покупку иностранной валюты на бирже, смягчены лимиты по переводам валюты за границу физлицами.
По его словам, укрепление рубля несет в себе риски, связанные со снижением валютной выручки в рублевом эквиваленте российских компаний - экспортеров сырья, падением конкурентоспособности российского экспорта, а также снижением доходов государственного бюджета. Однако укрепление рубля снижает издержки ввоза импорта в РФ, что особенно важно в условиях удорожания логистики и необходимости поиска новых маршрутов ввоза критического импорта в Россию, отмечает Трунин.
В этой связи ведется активная дискуссия о комфортном для экономики курсе рубля и мерах экономической политики, способствующих его достижению. Так, оптимальным для экономики курс доллара в 70-80 рублей называли первый вице-премьер Андрей Белоусов и глава Минэкономразвития Максим Решетников. По мнению Трунина, возвращению валютного курса рубля к уровням около 70 рублей за доллар будет способствовать постепенный рост импорта по мере налаживания новых логистических цепочек и поставок по параллельному импорту, а также снижение поступлений в Россию экспортных доходов по мере снижения цен и расширения санкций. "В то же время текущие уровни курса рубля способствуют сглаживанию шока резкого удорожания импортных товаров для российских экономических агентов", - говорит Трунин.
Укрепление рубля создает некоторые риски для пополнения бюджета. Основные его доходы сейчас - поступления из нефтегазового сектора. В первую очередь это выплаты по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлине. В 2021 году нефтегазовые доходы бюджета составили 9,1 трлн из 25,3 трлн рублей. В 2022 году их доля увеличилась еще больше из-за роста цен на нефть и газ.
Рассчитываются эти налоги относительно экспортных цен наших углеводородов в долларах, но выплачиваются в рублях по установленному курсу. В результате при укреплении рубля объем поступлений в бюджет становится меньше, чем если бы курс рубля оставался неизменным или падал. Даже не учитывая мартовский пик падения рубля, с начала года его курс укрепился на 29%. За счет роста цен на нефть и газ доходы бюджета от их добычи и экспорта также растут, но из-за укрепления рубля более низкими темпами.
В свете этого совсем неудивительными кажутся две инициативы Минфина, активно обсуждающиеся сейчас в прессе, - о временном повышении НДПИ для "Газпрома" (об этом сообщил РБК) и корректировке демпфирующего механизма на топливном рынке в сторону уменьшения выплат нефтяным компаниям (об этом сообщил "Коммерсантъ"). Надбавку к НДПИ предлагается ввести с 1 сентября по 30 ноября - пик добычи и отправки газа на экспорт в Европу. Она может дать бюджету дополнительно 416 млрд рублей.
По мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, Минфин хочет изъять в бюджет часть сверхприбыли, которую "Газпром" получает от рекордных экспортных цен. Сейчас есть значительный рост по сравнению с прошлым годом, так как в первой половине прошлого года цены в Европе были еще достаточно низкими. Но есть риски сокращения поставок как косвенное воздействие санкций. Неизвестно, как будет выглядеть экспорт и доходы от него осенью, когда Минфин собирается изымать доходы. Также компания намерена выплатить рекордный объем дивидендов за прошлый год, половина из которых должна поступить в распоряжение Минфина, отмечает эксперт.
Точные параметры корректировок демпфера неизвестны. Компании получают эти выплаты как частичную компенсацию за поставки топлива на внутренний рынок по сниженным ценам относительно экспортных котировок бензина и дизеля. Но сейчас экспорт топлива затруднен из-за проблем с поставками в Европу, а внутренний рынок для нефтепереработчиков стал более привлекательным. При этом выплаты по демпферу нефтяным компаниям из бюджета за пять месяцев составили 1,06 трлн рублей, что уже в полтора раза превышает расходы казны по этой статье за весь 2021 год. Проблема в том, что снижение выплат может привести к уменьшению объемов переработки, а поскольку большая часть нефтеперерабатывющих заводов (НПЗ) принадлежит добывающим компаниям, то и к снижению добычи нефти, то есть падению выплат по НДПИ в бюджет.
Сейчас получается, что предложенный государством механизм постоянно требуется донастраивать таким образом, чтобы государство не делало слишком большой налоговый вычет нефтяным компаниям, отмечает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Постоянные изменения в правилах игры в нефтяной отрасли не идут российскому рынку на пользу, считает он. Эксперт допустил, что корректировка демпфера в сторону уменьшения выплат может привести к росту цен на топливо независимыми игроками на рынке, на которых государство не может влиять напрямую.
На запрос "РГ" в Минфине не ответили.