Именно отмечает, это не описка. Художники не умирают. К тому же еще не закончена главная работа знаменитого каталонца - храм Святого Семейства в Барселоне. Местные власти, постоянно переносят даты - и это тот случай, когда горожане не в претензии. Долгострой давно стал символом Барселоны, его открыткой и главной "наживкой" для туристов. Как, впрочем, и остальные здания Гауди, по которым сегодня водят самые большие группы гостей каталонской столицы.
Помимо архитектурных шедевров, мир получил от Гауди и нематериальное наследие. Правила жизни. О них тоже принято вспоминать в день рождения мастера, тем более что эта дата совпадает с выпускными, а вчерашним школьникам и студентам есть чему поучиться у гениального каталонца.
Один из главных уроков Гауди - никогда не отчаиваться. У Антонио поводов поставить на себе крест было предостаточно уже в детстве: он родился слабым и очень болезненным, с ранних лет его мучил ревматизм - а это страшные боли в ногах, к тому же у него был один из тех редких диагнозов, которые вызывает преждевременное старение. Он всегда выглядел старше своих лет. Естественно, что полноценного детства у ребенка не было, друзей тоже. Попытки привлечь к себе внимание учителей и сверстников закончились отчислением мальчика из начальной школы. В другой школе успеваемость Гауди оставляла желать лучшего, лишь в геометрии он делал успехи. Словом, совсем грустная история намечалась. И Гауди мог сказать: жив и ладно. Истории о том, что его крестили на следующий день после рождения, так как были уверены в его скорой кончине, хватило бы, чтобы оправдывать свою инфантильность и вызывать слезы жалости у сердобольных каталонцев.
Но тогда бы мир не получил одного из самых величайших архитекторов. Гауди увлекся художествами, ковкой, резьбой, и, наконец, в его жизнь пришла архитектура. Он стал подолгу гулять - это привычка останется с ним до конца жизни - и внимательно наблюдать за природой, за жизнью людей, подмечать детали. Наконец, он переехал в Барселону, чтобы исполнить свою мечту - заняться "живописью в камне". И это еще один урок молодым - надо идти за своей мечтой и не предавать ее, пусть даже она не сразу вам улыбается. Чтобы поступить учиться на архитектора, Гауди потратил несколько лет - работал чертежником, стал слушателем Барселонского университета, подрабатывал в мастерских. И снова подолгу гулял, пытаясь понять, как устроен настоящий мир.
Так родилось следующее правило Гауди: в мире нет прямых линий, все прямое это не по-настоящему, это не гармония, это не от Бога (от Всевышнего - круг, такова философия мастера). В его лучших шедеврах нет прямых линий. Даже в устремляющихся вверх башнях. По пути на небо человек не идет по прямой - еще одно открытие великого мастера.
Жизнь самого Гауди не стала прямой даже тогда, когда он исполнил свою мечту - выучился на архитектора. И даже тогда, когда его взял под свое крыло текстильный магнат Каталонии Эусеби Гуэль. Помимо денег у испанского олигарха была еще и богатая фантазия, а Гауди знал, как воплотить в камне даже самые смелые идеи. Благодаря этой дружбе появился парк Гуэль, часовни и крипты одноименной колонии, дом фабриканта, его еще называют Дворец Гуэль. В них много леса, гор, воды, неба, цветов. Только все это в камне, в меди, в дереве.
Неизвестно, знал ли о каталонце Павел Бажов, но его Данила-мастер, мир Хозяйки Медной горы и все самоцветные чудеса - это во многом воплощение того, что сделал Гауди в реальности превратив сказку в быль. А вспомним подводный мир Диснея. Кто после "Русалочки" рискнет отрицать, что ее создатели черпали вдохновение из мира Гауди? Каталонский мастер перенес на землю подводную красоту - с разноцветием, водорослями, игрой света, тайнами линий.
Слава обрушилась на архитектора-открывателя так неожиданно, что он не успел с ней справиться. И это еще один урок - нужно суметь выстоять перед успехом. Он бьет посильнее горя. И, увы, почти всегда побеждает.
И вот Гауди становится франтом, облачается в самую модную одежду, пьет самые дорогие вина, каждый вечер проводит в театрах, а по стройкам ездит в собственной коляске. Он позерствует, грубит и не замечает никого кроме себя. При этом он остается востребованным, заказы поступают с завидной частотой, причем не только от богачей, но и городских властей. Семь из спроектированных им зданий, заметим в скобках, потом окажутся в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.
"Что еще надобно, старче?" - сказали бы современные представители золотой молодежи. Но тут вспоминаем правило про отсутствие прямых. На пике славы и успеха Гауди вдруг уходит в религию, становится ревностным католиком и при этом аскетом. Он не стесняется появляться на публике в старых одеждах, даже в тряпье, есть самую простую пищу, живет на стройке Храма Святого Семейства (Саграда Фамилия), много помогает нуждающимся, при этом практически ни с кем не общается, часто проводит время на богослужениях. Из старых привычек остается только одна - долгие прогулки по городу. Только теперь это его город, с его архитектурой и смыслами.
Что случилось со знаменитым архитектором? Почему он вдруг стал блаженным - именно так его и называют до сих пор. Или это судьба всех, кто отказывается от любви в пользу призвания? Это уже те уроки, которые современным молодым нужно освоить самостоятельно.
Смерть Гауди была трагической - он попал под трамвай. При этом барселонские извозчики долго не хотели везти его в больницу - приняли за нищего. Лишь через несколько дней "бродягу" поместили в лечебницу для малоимущих. Еще через день там его нашел капеллан храма Святого Семейства, но уже было поздно.
Даже дорога в иной мир не оказалась для Гауди прямой.
Такой она не была и после смерти. Храм Святого Семейства, которому он посвятил полжизни, не достроен до сих пор, споры о влиянии Антонио Гауди на мировую архитектуру не умолкают, еще более непримиримы в своих дискуссиях обожатели Гауди, которые мечтают, чтобы католическая церковь признала его святым, и те, кто видит в его причудливых зданиях знаки далеко не рая.
К слову, наследие Гауди не только в его семнадцати уникальных строениях. По легенде, именно в память о выдающемся земляке барселонские такси выкрашены в черный траурный свет, а желтые вкрапления на них означают стыд. Извозчики Каталонии до сих пор каются перед великим стариком и дают ему понять, что последний его урок - не быть равнодушными - они освоили как никто во всей большой Испании.