Глава кабинета министров утвердил комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Свыше 150 миллиардов из 770 поступят в отрасль уже до конца текущего года на обеспечение авиаперевозок. Курировать выполнение комплексной программы будет первый вице-премьер Андрей Белоусов, а в части авиастроения - вице-премьер Юрий Борисов. Программой определены два ключевых направления работы: обеспечение эффективной, безопасной эксплуатации действующего парка самолетов, а также ускоренное создание и запуск в серию полностью отечественных версий лайнеров. "Доля самолетов отечественного производства в парке российских авиакомпаний к 2030 году должна вырасти до 81 процента. Кроме того, за этот период планируется поставить нашим авиаперевозчикам около 800 вертолетов", - рассказал Борисов.
В следующем году начнется серийное производство импортозамещенной версии ближнемагистрального самолета "Суперджет" - "Суперджет Нью". Его будут оснащать российским двигателем ПД-8, отечественным бортовым радиоэлектронным оборудованием и системами. На средние и дальние расстояния наши граждане пока что летают в основном на иностранных самолетах. Они постепенно будут замещаться российскими МС-21 и Ту-214. Программа МС-21 предполагает поставку первых шести серийных самолетов в 2024 году. С 2029 года из заводов должны выходить по 72 лайнера ежегодно. Что касается Ту-214, то до 2030 года планируется выпуск 70 самолетов. Парк региональной авиации стране предстоит создать фактически заново, подчеркнул Юрий Борисов. На крыло поставят Ил-114-300 (70 единиц к 2030 году), ТВРС-44 "Ладога" (до 140 единиц) и "Байкал" (154 единицы). Импортозамещение систем и узлов двух флагманских моделей - МС-21 и "Суперджет Нью" - уже завершается, заявил вице-премьер. "Планируется, что цена на самолеты ежегодно с 2026 по 2030 год по мере наращивания серийного выпуска будет снижаться на два процента. Выход на уровень затрат на поддержание летной годности воздушных судов, соответствующий мировым аналогам, ожидается в 2030-2035 годах", - добавил он.
В программе прописана необходимость применения госгарантий и погашения процентов по кредитам, полученным для расширения производства воздушных судов и формирования пула запчастей. Также сохранены меры господдержки для повышения финансовой привлекательности отечественных самолетов. В частности, лизинговым компаниям помогут погашать проценты по кредитам, полученным на закупку техники, авиакомпании смогут снижать затраты на лизинг и обслуживание своего парка.
По поручению президента правительство расширило программу "Дальневосточная ипотека". Теперь она будет доступна медикам и педагогам. Получить кредит по льготной ставке они смогут при условии, если проработали по специальности на Дальнем Востоке не менее пяти лет. Их возраст и семейное положение не будут учитываться при оформлении кредита. По расчетам правительства, это позволит ежегодно выдавать около 5,5 тысячи льготных кредитов работникам сферы образования и здравоохранения. Кроме того, на три года продлевается льготная ипотека для покупки жилья на вторичном рынке в Магаданской области и Чукотском автономном округе. Взять кредит на эти цели можно будет до конца 2024 года. Всего на эти цели в трехлетнем бюджете предусмотрено свыше 40 миллиардов рублей, из которых девять миллиардов будет выделено в 2022 году.
Как рассказал глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, "Дальневосточная ипотека" - самая популярная льготная ипотечная программа на Дальнем Востоке, на нее приходится около 75% всех выданных льготных кредитов в макрорегионе.
"В 2020-2021 годах каждая вторая квартира в новостройке ДФО покупалась с использованием льготных кредитов по "Дальневосточной ипотеке". Рост спроса на жилье стал стимулом для увеличения объема жилищного строительства. Ввод жилья в ДФО вырос на 25%, существенно превысив среднероссийские показатели (РФ - 2%)!", - сказал Чекунков.
По словам министра, на Дальнем Востоке одобрено более 89 тысяч заявок, свои жилищные условия улучшили более 44 тысяч человек.
Подготовили Светлана Задера, Владимир Кузьмин