29.06.2022 16:03
Санкт-Петербург

Почему инвалидам нужна современная система радиоинформирования

Текст:  Дмитрий Петраков (президент Ассоциации специалистов в сфере доступной среды жизнедеятельности инвалидов "Совет по развитию профессиональных квалификаций")
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №136 (8784)
Городская инфраструктура должна быть доступна незрячим. Многие из которых, к слову, полноценно работают.
Читать на сайте RG.RU

Знаем: на тротуары устанавливаются специальные покрытия, на ступеньки лестниц наносятся полосы, на кнопках лифтов, на различных табличках - шрифт Брайля. Есть специальные мнемосхемы для ориентирования внутри зданий. Но вся эта масса приспособлений далеко не полностью решает проблемы инвалидов по зрению.

И здесь приходят на помощь современные информационные технологии. В 2021 году введен в действие нацстандарт ГОСТ Р 59431-2021 по системам радиоинформирования и звукового ориентирования. Наличие таких систем предусмотрено стандартом Минстроя "Умный город", другими нормативными документами. И государство, и бизнес стали выделять средства на закупки такого оборудования.

Уже в 32 регионах России в той или иной степени им оснащены транспорт, здания, перекрестки. Но тут грянула пандемия, а за ней - санкции... Нарушились международные логистические цепочки, снизилось производство комплектующих изделий электроники, возник их дефицит, выросли цены.

И - сокращаются объемы оснащения. Ведь оно не является обязательным...

Вице-мэр Ракова: Незрячие школьники со всей России смогут пройти отбор и обучаться в первом столичном федеральном центре

Возникает вопрос: что делать незрячим? Им надо жить, работать, учиться. Вот что говорит эксперт в области безбарьерной среды, инвалид по зрению Александр Пивень: "Если транспорт не оборудован системой радиоинформирования и звукового ориентирования, я самостоятельно и безопасно сесть в транспорт не могу. Сейчас ситуация осложнилась тем, что открыть двери транспорта можно только с помощью кнопки, расположенной снаружи и внутри. Как я найду эту кнопку? Мне что, нужно водить рукой по грязной обшивке троллейбуса? Да пока я это делаю, испачкав руки, он уже уйдет, а могу при этом еще и травму получить. А когда есть система радиоинформирования и звукового ориентирования, этих проблем нет. Я могу спокойно найти нужное транспортное средство, заранее предупредить водителя, что жду его на остановке, и когда он откроет мне дверь, зазвучит звуковой сигнал, по которому я точно найду эту дверь. Вот это действительно реальная самостоятельная и безопасная посадка. Та же история со зданиями. Когда есть радиоинформирование и звуковое ориентирование, я могу найти нужное мне здание или помещение внутри, по звуковому сигналу определить, куда мне идти, и ещё получу всю информацию о том, какие опасности могут ждать меня на пути".

Аналогично и с пешеходными переходами. Нужен не просто звуковой сигнал (к тому же отключающийся в ночное время), по которому зачастую не понять, какую улицу переходить, а современная система радиоинформирования и звукового ориентирования.

Применение такой технологии может существенно сократить объем покрытий на тротуарах, необходимость в табличках и прочее. И - затраты на их приобретение. Резюме: никакие обстоятельства не должны влиять на рост оснащения транспорта, зданий, пешеходных коммуникаций для нужд инвалидов. И это обязаны осознавать власти и бизнес.

Санкт-Петербург