Для главного дирижера НГАТОБ Дмитрия Синьковского, большого специалиста по барочной музыке, поставить "Орфея" было большой мечтой. Стремясь максимально приблизить звучание к эпохе барокко и в то же время сохранить шедевр Глюка, Синьковский задействовал для исполнения натуральную трубу, жильные струны для инструментов.
- Мы изучили все доступные материалы и сделали своего рода компиляцию, - говорит он. Получилась версия, основанная на пармской редакции, соединенной с выборками из других редакций. В ней сохранены самые интересные, по мнению дирижера-постановщика "Орфея", сцены и самые красивые арии.
Партию Орфея исполняет не мужчина-тенор, а две актрисы, Дарья Телятникова и Яна Дьякова, обе - меццо-сопрано.
- Это история и о силе любви, и о силе искусства, и в итоге о чуде, произошедшем в этой истории, - так видит своего Орфея Дарья Телятникова. - Я проживаю свою партию, глубоко погрузившись в обстоятельства, поставленные режиссером. Музыкальный материал настолько богат и разнообразен, что в процессе исполнения испытываешь огромный спектр чувств от небесного умиротворения до безумного отчаяния.
Если музыка тщательно прорабатывалась, чтобы звучание соответствовало духу времени, то сценическое решение начисто выбрасывает зрителя из любой реальности. На сцене - ничего бытового. Декораций тоже нет. Театр теней, кукольный театр и невероятные, фантазийные, очень сложные полупрозрачные костюмы - это, по версии режиссеров-постановщиков Вячеслава Игнатова и Марии Литвиновой, основа "подачи". Ксеноморфы, щелкающие клешнями, многорукая богиня Кали, невероятный Амур - совершенно фантасмагорическая картина.
Игнатов и Литвинова не впервые показывают нижегородцам свои режиссерские подходы. В 2019-м состоялась премьера оперы Перселла "Дидона и Эней", ими же поставленная и перенесенная на уменьшенную сцену традиционного барочного театра. В ней также используются средства кукольного театра и в фантасмагорических костюмах угадывается тот же художественный почерк. Да, это художники Ольга и Елена Бекрицкие. По их словам, они отталкивались от творчества архитектора Сантьяго Калатрава, который использовал природные мотивы: орнаменты растений, остовы животных. Прожилки листьев и очертания скелетов также читаются в костюмах нижегородской постановки.
Танец фурий - одна из важных сцен оперы. Именно фурии, размягченные искусством Орфея, пропускают его в царство теней к Эвридике.
- Костюмы никого не оставили равнодушными и произвели невероятное впечатление не только на зрителя, но и на артистов. Стоит отметить сложность и в то же время продуманность всех механизмов! - рассказал один из фурий Нуркубат Нурлан, оставшийся в полном восторге от своего образа паука.
Костюм другой фурии - Никиты Малухина - сложная конструкция с рюкзаком, на который крепится собственно сценическое облачение. Все это весит около 10 кг, но исполнитель уже не замечает тяжести после многочисленных репетиций, представляя себя хищной и агрессивной ящерицей.
- Мой костюм легкий, но весьма неуправляемые крепления на руках заставляли меня двигаться не как человек, а как зверь, - делится фурия - Виктория Просянникова. - Маска придавала образу неистовство и демонизм. Я почувствовала себя богомолом, киборгом-убийцей.
А вот Артем Зрелов, наоборот, чувствовал себя в своем массивном и габаритном костюме фурии не монстром, а свободной птицей - "хочется улететь"!
Кстати
История певца из певцов Орфея и его возлюбленной Эвридики, которую он вывел из царства мертвых, - одна из любимых в музыкальном мире. К мифу об Орфее композиторы обращаются постоянно: в СССР появилась даже рок-опера, которую до сих пор исполняют. Но больше всего в мире ставят именно оперу "Орфей и Эвридика" Глюка. Ее премьера состоялась в 1762 году. Это одна из самых красивых опер и один из самых сильнодействующих и воодушевляющих сюжетов о любви.
"Без помех наслаждаться мелодичным искусством Глюка - значит понять великую силу музыки", - писала пресса об одной из постановок. Известны четыре авторские редакции оперы.
Работа с такой музыкой - "езда в незнаемое". Никто не знает, как звучали во времена Глюка голоса кастратов-альтов (именно для этих голосов изначально была написана композитором партия Орфея), какова была плотность оркестрового звучания.