29.06.2022 14:58
Санкт-Петербург

В Кронштадте представили предметы быта с кораблей Петровской эпохи

Текст:  Марина Ледяева (Санкт-Петербург)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №137 (8785)
В Музее истории Кронштадта до 9 августа работает выставка "Жизнь на корабле в эпоху Петра Великого". Ее экспонаты - предметы морского быта - более трехсот лет пролежали на дне Финского залива. И все отлично сохранились - даже книги, которыми моряки XVIII века зачитывались в свободное от вахты время.
Читать на сайте RG.RU

Центр подводных исследований РГО уже 20 лет занимается поиском затонувших кораблей на Северо-Западе. В Финском заливе, Белом море и реках региона найдено более 600 судов.

- Это корабли самых разных эпох, - рассказал корреспонденту "РГ" директор по науке Национального центра подводных исследований, научный консультант ЦПИ РГО Андрей Лукошков. - Северо-Запад России - это кладовая исторических объектов, которыми подводные археологи будут заниматься еще много десятилетий. Здесь проходил древнейший морской торговый коридор из Европы на восток и обратно.

Корабли Петровской эпохи, "подарившие" материал для выставки, исследованы достаточно хорошо. Главный герой выставки - линейный корабль "Лондон", купленный в Англии. Он сел на мель близ Кронштадта в октябре 1719 года, да так прочно, что на нем даже сделали маяк. А отмель стали называть "Лондонской". В музее можно увидеть фрагменты судна.

- Мы подняли их в качестве эксперимента, еще часть осталась на дне, - продолжает исследователь. - Дело в том, что сохранить древесину, пролежавшую в воде сотни лет, очень сложно. Но "Лондон" сделан из дуба, который очень хорошо себя показал в этом плане.

Во Франции найден уникальный речной корабль возрастом 1300 лет

Другой корабль - немецкий "Архангел Рафаил" - в 1724 году на пути из Петербурга в Любек был затерт льдами и затонул. Экипаж торгового судна убежал, побросав свои вещи. Они стали основой экспозиции в Музее истории Кронштадта. Среди них - одежда, в том числе детская (на корабле служили двое юнг): куртки, теплые чулки, ботинки, шляпы… Есть даже парики, по поводу которых исследователи спорят: моряки брали их с собой, чтобы надевать по особым случаям, или везли на продажу? Не обошлось и без оружия - представлена, например, аркебуза с красивым резным ложем. Но особенно поразили подводных археологов книги.

- Мы нашли на корабле четыре издания - все религиозного характера - и пенсне в чехле. Книги, датированные даже 1696 годом, находятся в прекрасном состоянии. Они лежали в грунте, куда не было доступа кислорода, поэтому избежали процесса разрушения. Бумага, шрифт, гравюры великолепно сохранились - это уникальнейшая находка, - отмечает Андрей Лукошков.

Открытий предстоит еще много. В сентябре этого года в Петропавловской крепости откроется новая выставка корабельных предметов Петровской эпохи. Помимо "Лондона", найден линейный корабль "Портсмут", построенный по чертежам Петра I. И это находки только одной эпохи становления российского флота.

Но проблема в том, что поднятые со дна раритеты пока негде выставлять. Есть планы по созданию масштабного музея подводной археологии, где можно было бы показывать затонувшие корабли под водой - за стеклом, как в океанариумах. Исследователи надеются, что очень скоро это станет реальностью.

Справка "РГ"

Экспозиция "Подводная археология", где представлена "Жизнь на корабле в эпоху Петра Великого", расположена в бывшем здании водонапорной башни Кронштадта. Там находится и постоянная выставка, посвященная морским археологическим исследованиям. На ней можно увидеть уникальные экспонаты, поднятые водолазами со дна Финского залива и Черного моря. В витринах представлены детали судового интерьера и экстерьера разных эпох - с конца XVII до середины XX века, изделия из керамики и другие предметы морского быта. Все это - наглядная история кораблестроения и судоходства.

Санкт-Петербург