"РГ" уже писала о первой фестивальной постановке "Костик" театра имени Пушкина, современной интерпретации "Чайки" режиссера Дмитрия Крымова. Грустный рассказ о духовной жизни страны проходил в обстановке подмосковного дачного поселка. Роковой выстрел завершил метания Константина Треплева - бедный Костик отчаялся и спасовал под напором пошлости.
В драме "Сын" Российского академического Молодежного театра актеры пропели и протанцевали историю подростковой клинической депрессии - от пластики танго до болезненных конвульсий. Завораживающее зрелище, поставленное Юрием Бутусовым, продолжалось три часа. Режиссер утверждает, что дело не в депрессии, а в "экзистенциальных вопросах, которые стоят перед всеми нами". Юный герой, которого играет самый зрелый артист театра Евгений Редько, - как черная дыра, вытягивающая энергию и радость из окружающего мира. Пусть родители буквально лезут на стену, они бессильны в своих попытках устоять на краю отчаяния и удержать сына. И снова выстрел. Мы догадывались о нем, когда впервые зашла речь о ружье в шкафу…
А вот когда в спектакле "Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция" Евгений Цыганов в роли престарелого режиссера начал расстреливать из ружья бесталанных артистов, это было неожиданно! Поначалу. Потом зрители привыкли и втянулись в странную игру с вольным переводом итальянских арий, ангельскими голосами неузнаваемых в гриме актеров, появлением неожиданных предметов на сцене и тем в диалогах. Яркая абсурдистская постановка "Мастерской П. Н. Фоменко" (режиссер, как и в "Костике", Дмитрий Крымов) номинирована на "Золотую маску" в девяти номинациях, получила две - премии удостоились режиссер и исполнитель главной мужской роли. Два действия спектакля: одно - чтобы смеяться и вздрагивать, второе - задуматься и загрустить. И снова вздрогнуть, и снова рассмеяться…
Так уж получилось, вольно или невольно, что два из трех спектаклей фестиваля "Золотая маска" в Екатеринбурге погрузили нас в тягостные раздумья, а третий внушил: искусство и талант неубиваемы. Они воскреснут, вылезут даже из могилы, чтобы раздавать распоряжения и строить планы, чтобы тревожить и радовать, чтобы жить.