29.06.2022 03:18
Экономика

Должны ли работодатели обучать своих сотрудников

Текст:  Евгения Павлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №137 (8785)
Компании начали экономить на обучении персонала. При этом девять из десяти россиян считают, что работодатель должен предоставлять корпоративное обучение сотрудникам.
Часть компаний делает ставку на развитие гибкости мышления руководителей / Сергей Михеев
Читать на сайте RG.RU

К такому выводу пришли эксперты IT-холдинга TalentTech и образовательной компании "Нетология", проведя опрос рекрутеров, HR-специалистов из разных сфер экономики: от IT, телекоммуникаций и банковского дела до производства, строительства, логистики и ритейла. Исследование охватило более 280 компаний малого, среднего и крупного бизнеса. Выяснилось, что в 2022 году 40% компаний пришлось сократить расходы на обучение коллектива.

Стабильнее остальных в вопросах обучения персонала сейчас себя ощущает малый бизнес. 60% компаний в этом сегменте не стали пересматривать затраты на развитие сотрудников. Больше всего корректировок пришлось на долю крупного бизнеса - 46% работодателей из этой группы решили экономить.

69% сотрудников верят в возможность карьерного роста в своей компании после обучения

Самым ценным в корпоративном обучении опрошенные считают практическую применимость новых знаний (93%). При этом 69% верят в возможность карьерного роста в своей компании после обучения, а 54% - в переходе на другую должность. Сами же работодатели учат руководителей подразделений тому, как решать задачи в условиях экономической неопределенности. Часть компаний делает ставку на развитие гибкости мышления руководителей.

Обучать сотрудников - не обязанность, а добрая воля работодателей. "Они оценивают соотношение ожидаемых выгод от обучения сотрудников и затрат на это обучение и принимают решение. Учитывается множество факторов: долгосрочные цели компании, прогнозируемое ухудшение ситуации, планы по выходу из кризиса. Многие продолжают обучать персонал собственными силами, отказываясь от услуг внешних экспертов. Если сотрудник хочет обучаться, то сейчас ему особенно четко нужно обосновать, как именно его новые компетенции будут полезны компании", - пояснила гендиректор агентства КРОС Екатерина Мовсесян.

Замминистра труда и соцзащиты Елена Мухтиярова: Найти работу в будущем, возможно, получится и через МФЦ

"В последние годы наши компании суммарно тратят достаточно внушительные суммы на обучение и повышение квалификации своих сотрудников - несколько миллиардов рублей, а в расчете на одного сотрудника это около 50 тысяч рублей. По данным за 2021 год повышение квалификации прошли около 7 млн человек, а это чуть больше 10% всего работающего населения", - говорит доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ "Управление человеческими ресурсами" Людмила Иванова-Швец.

По ее словам, есть организации, которые должны вкладываться в обучение постоянно, так как от этого зависит качество предоставляемых услуг и безопасность деятельности. Например, предприятия транспорта, учебные заведения.

"При этом в России на уровне законов не установлена обязанность работодателей тратить определенный процент от дохода или прибыли на обучение своих сотрудников, поэтому многие работодатели придерживаются такой позиции: сегодня мы потратим средства на обучение, а завтра сотрудники уйдут в другую компанию, к конкурентам. Но этот вопрос можно регулировать с помощью дополнительного соглашения между работниками и работодателями", - считает Иванова-Швец.

Занятость