29.06.2022 15:52
Культура

Валерий Фокин: Национальные сцены России впервые за всю историю объединились

Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №142 (8790)
Национальные театры поженили. Первый конгресс национальных театров России, собравший в Якутске под эгидой празднования векового юбилея региона более пятидесяти руководителей национальных театров (из семидесяти существующих в России), проходил с символическим гастрольным бонусом: на сцене Саха театра имени Ойунского Александринский театр давал"Женитьбу" Валерия Фокина.
/ Владимир Постнов/Александринский театр
Читать на сайте RG.RU

Список личных неотложных дел в это время выглядел экзотично: погладить якутскую лайку и покормить оленя. Рассмотреть мамонта в музейном царстве вечной мерзлоты и оценить его шансы на клонирование. Пройти обряд благословения по дороге на Ысыах Туймаады и встретить летом, в июне, новый год на главном якутскомнациональном празднике. Слиться там с великой людской рекой (будем точными: более 220 тысяч человек в этом году собрались под Якутском в одном месте и в один день) и крикнуть "Айхал-Урул -Урул-Айхал!" (Слава Родине!) - поверьте, когда это делает двухсоттысячная толпа, это производит очень сильное впечатление... Планы далее: станцевать Осуохай - танец, символизирующий круг жизни.На площади перед Саха театром имени Ойунского поклониться древним языческим богам на уникальном спектакле "Кудангса Великий" Театра Олонхо... Когда в год столетия республики Саха (Якутия) на профессиональный конгресс ассоциации приехали представители большинства национальных театров России, лишних слов не потребовалось: дружба народов - это не легендарный фонтан на ВДНХ, а уникальный прецедент на уровне международного театрального сообщества. Объединивший в ассоциацию театральный народ от Петрозаводска до Якутска, и что важно: не на словах, а на деле - в совместных творческих проектах.

/ Владимир Постнов/Александринский театр

Спойлер: финал истории с национальными театрами вышел отнюдь не гоголевский, а очень даже со счастливым концом и перспективным продолжением. Главный жених не скрылся. Будто древние боги вновь решили прийти людям на помощь, чтобы научить их жить по древним законам в гармонии с окружающим миром и самим собой...

О создании новой организации - Ассоциации национальных театров России под эгидой Александринского театра -художественный руководитель Александринки Валерий Фокин объявил еще в начале 2022 года в Петрозаводске на учредительной конференции на площадке Национального театра Карелии. Изначально в состав ассоциации вошли представители тридцати двух театров из национальных республик и регионов России. А в совет ассоциации были избраны директор Национального театра Карелии Ирина Шумская, директор Башкирского тетра драмы им. Гафури Иршат Файзуллин, худрук Бурятского театра драмы им. Намсараева Саян Жамбалов, главный режиссер Татарского театра им. Камала Фарид Бикчантаев, художественный руководитель Чеченского государственного драмтеатра им. Нурадилова Хава Ахмадова, директор Псковского театра драмы им. Пушкина Дмитрий Месхиев, худрук Саха театра им. Ойунского Андрей Борисов... Возглавил совет Валерий Фокин, и спустя полгода первые лица национальных театров встретились в Якутске на первом в истории Конгрессе национальных театров России, собравшем уже более сотни экспертов и лидеров театрального сообщества.

/ Владимир Постнов/Александринский театр

В самом масштабном экспозиционном комплексе - историческом якутском парке "Россия - моя история"представители администрации президента РФ, федеральных и региональных органов власти, руководители ведущих вузов страны, худруки театров, лидеры национальных сцен ведущие эксперты в сферах искусства и межнациональных отношений обсуждали, какой мощнейшей энергетикой и созидательной силой обладает национальная культура любого народа.

Нижегородский оперный театр завершил сезон премьерой "Орфея и Эвридики"

Художественный руководитель Саха академического театра им. П.А. Ойунского, основатель якутского Театра Олонхо Андрей Борисов акцентировал внимание высокого собрания на том, как важно для национальных театров иметь свою постоянную театральную площадку в Москве, и поднял вопросы завершения строительства в Коломенском федерального Центра национальных театров (филиала Александринского театра).

Греческий режиссер Теодорос Терзопулос говорил о силе театральных традиций и о таинствах общения с силами природы

Специальный гость конгресса - греческий режиссер, председатель международного комитета Театральной олимпиады и худрук театра "Аттис" Теодорос Терзопулос, преодолев нелегкий путь от Афин до Якутска, говорил о значимости гастрольной практики, о невероятной силе национальных театральных традиций, о таинствах общения с силами природы и о программах Театральной олимпиады, посвященных национальным театрам. "Есть идея провести одну из будущих олимпиад, основываясь на созданной сети ассоциации театров. Было бы очень интересно увидеть, как национальные театры и вне главных культурных центров Москвы и Петербурга образуют очень крупное, международного уровня событие. Наше творческое сотрудничество с Александринским театром продолжается десятилетиями. И я горд, что сама идея создания ассоциации национальных театров России возникла именно на Театральной олимпиаде, - напомнил Теодорос Терзопулос. - Энергия самой этой мысли пришла со сцены, из мира спектаклей национальных российских театров. В корневых традициях заложена великая сила, сегодня она может дать мощный толчок к развитию и обогащению театрального языка - языка, который обращен к сердцу каждого человека".

/ Владимир Постнов/Александринский театр

Худрук Александринского театра и председатель совета Ассоциации национальных театров Валерий Фокин рассказал, что от замысла до реализации идеи прошло более двух лет: "Начинали мы еще в 2019-м. На Международной театральной олимпиаде в России - самой масштабной за тридцать лет ее существования - была представлена программа национальных театров страны. Мы увидели необыкновенно интересные сценические опыты. Для меня это было открытием - настоящее эстетическое обогащение зрителя. Тогда же мы собрались и решили, что необходимо объединиться. На территории России проживает почти две сотни национальностей. И в том числе для того, чтобы в нашей многонациональной, многоязычной, разноконфессиональной стране сохранить идентичность малых народов, традиции и памятники истории, была создана ассоциация национальных театров".

/ Владимир Постнов/Александринский театр

Согласившись, что сегодня консолидация национальных театров - это вопрос государственный, Валерий Фокин подчеркнул, что создание ассоциации было органичным процессом, объединением, на котором настаивали сами театры. И одним из главных проектов, заявленных ассоциацией, он назвал Национальную театральную школу. "Ее цели - повышение квалификации в самых разных театральных профессиях, - объяснил Валерий Фокин. - И в том числе создание заочной магистратуры руководителей национальных театров. Профессия художественного руководителя, главного режиссера - это особая профессия, особое мышление. Сегодня такие кадры в большом дефиците. Скамейки запасных нет. Поэтому мы хотим сделать такую магистратуру, именно для того, чтобы воспитывать руководителей национальных театров, главных режиссеров. Даже для тех, кто уже работает, это тоже будет полезно. Это только один из кадровых вопросов, но с моей точки зрения, он один из главных".

Сергей Гармаш поможет восстановить Херсонский областной академический музыкально-драматический театр

Директор Александринского театра Сергей Емельянов о новом крупнейшем образовательном проекте рассказывал в подробностях: "Первым конгрессом национальных театров мы дали старт всероссийскому просветительскому проекту "Национальная театральная школа". Мы планируем провести ряд событий, созвучных миссии ассоциации: Национальная театральная школа в Башкортостане, Татарстане, Дагестане, Марий Эл, Бурятии и Коми, мультимедийный проект "Театральная карта России" об особенностях театральной культуры страны от Калининграда до Владивостока - это те инициативы, которые мы начинаем реализовывать уже в 2022 году. Готовятся многоуровневые просветительские программы совместно с ведущими вузами страны - Санкт-Петербургским государственным университетом, Высшей школой экономики и Российским государственным институтом сценических искусств. Кое-что из того, на что был особый запрос от национальных театров, уже воплощается в жизнь. Например, Летняя школа. Интенсивные лектории для театральных управленцев должны охватить более 200 человек в 8 регионах. Очень часто сталкиваемся с ситуациями, когда наши коллеги по национальным театрам говорят о том, что давайте вместе будем думать, как сделать так, чтобы конкретно наш национальный театр вышел сегодня на общероссийские творческие программы. Научите нас, как правильно подавать проекты, как правильно участвовать в гастролях, как правильно работать с современными техническими приспособлениями, - здесь очень много направлений, которые мы будем уже вместе с коллегами разрабатывать и воплощать в жизнь", - пообещал Сергей Емельянов.

P. S. Эффект последовал незамедлительно: в рамках конгресса на питчинге творческих проектов молодые режиссеры национальных театров получили приглашения на постановки.

/ Владимир Постнов/Александринский театр
Прямая речь

Художественный руководитель Александринского театра, председатель совета Ассоциации национальных театров Валерий Фокин:

- Сегодня я жду, прежде всего, неожиданных, любопытных творческих предложений от театров. По программам, по тому, как нам двигаться. На конгресс приезжали и наши руководители, и Администрация президента, и Агентство по федеральным делам. Жду от них поддержки. Потому что это дело, действительно, очень большое и серьезное, и его надо делать сообща. Многое из того, что прозвучало в эти дни на конгрессе, уже осенью должно оформиться в трехлетнюю программу Ассоциации национальных театров России. Но итоги встречи - гораздо шире. Само желание - быть вместе, консолидировать усилия, понимание того, что национальные театры могут обогатить и привнести новое в театральный язык, в русский театр. В этом ведь уникальность русского театра, в нем есть школа русская, а в нем есть еще и национальные театры. Это удивительная история. Во многих странах есть один-два национальных театров. А здесь около семидесяти! Это огромная цифра. Даже маленькие театры кукол играют на своем языке. Это может всколыхнуть и многое дать. Все это понимают. Главный итог - что конгресс получился. Это событие поистине историческое. В Год культурного наследия народов России, целью которого является сохранение этнокультурного многообразия, мы консолидировали усилия вокруг искусства театра - силы, которая в разобщенном мире объединяет самых разных людей в их лучших устремлениях. Очень правильно, что в программу конгресса были включены спектакли и творческие проекты. Ведь самые важные наши послания звучат со сцены.

Драматический театр Санкт-Петербург