30.06.2022 00:00
Общество

Президент Российской академии образования Ольга Васильева в интервью "РГ" - о том, что будет после ухода от Болонской системы

Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №139 (8787)
От Болонской системы ушли - что дальше? Почему не защищаются аспиранты? На вопросы журналистов и читателей на "Деловом завтраке" в редакции "Российской газеты" отвечала президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Васильева.
Ольга Васильева: Введение новой системы, безусловно, потребует создания новых образовательных программ. / Сергей Куксин/РГ
Читать на сайте RG.RU

Ольга Юрьевна, бурные дискуссии по теме Болонской системы не утихают. К осени министерство науки и высшего образования пообещало представить меры по созданию национальной системы высшего образования. Какой формат высшей школы нужен современной России?

Ольга Васильева: Скажу сразу: Болонская декларация - политическое соглашение. Между прочим, за 10 лет до нее случилась совершенно противоположная история: ректоры Западной Европы приняли Великую хартию университетов, решение о том, что вуз - это автономия, центр науки и практики и, самое главное, что университет - вне политики.

Но затем все переменилось: в 1990-х годах в Европе на первый план вышли вопросы превращения образования из гражданского права в услугу. Мало кто у нас и тогда, и сейчас читал текст Болонской декларации. А там черным по белому сказано: принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах - "достепенного" и "послестепенного". То есть никаких иллюзий у европейцев уже не было: бакалавриат считался незаконченным высшим образованием.

С принятием декларации ситуация бесплатного европейского образования для граждан каждой отдельной страны повисла в воздухе. Магистратура, по сути, стала платной, полное высшее образование - элитарным. Вспомните студенческие протесты, которые прокатились волной по Франции, Италии, Испании в начале 2000-х: именно Болонский процесс завершил превращение западного высшего образования в рынок с очень высокой конкуренцией.

В "Российской газете" прошел "Деловой завтрак" с Ольгой Васильевой

Что касается России, то присоединение России к Болонскому процессу предполагало интеграцию наших вузов в общеевропейское пространство, упрощение признания дипломов, повышение гибкости программ. Но, будем честны, заявленных целей добиться так и не удалось. При этом ряд специальностей лишился необходимой практической составляющей или, наоборот, базовой фундаментальной подготовки. Будем восстанавливать.

Ректор МГТУ ГА Борис Елисеев - о подготовке операторов беспилотников, влиянии санкций на подготовку авиаторов и выходе России из Болонской системы

Долгое время считалось, что Болонская декларация обеспечивает взаимное признание университетских дипломов для стран, ее подписавших...

Ольга Васильева: Наши дипломы признаются в случае, если есть межправительственные соглашения между странами. А они есть.

Но теперь к нам не поедут иностранные студенты?

Ольга Васильева: Почему? Эти опасения совершенно напрасны. Иностранцы, которые учатся и учились в российских вузах, далеко не все поголовно выбирали бакалавриат. Для них главное - качество образования, которое они получают. Поэтому во ВГИКе у нас, к примеру, учатся ребята из 35 стран - на специалитете. В медицинских вузах - то же самое. Кстати, итальянцы и французы в свое время очень быстро, лет через 5 после подписания Болонской декларации, сказали, что не могут обеспечить качественную подготовку врачей и юристов в рамках бакалавриата, не могли оказать "качественную" услугу. Еще пример: французские инженеры учатся 6 лет.

Конечно, полностью вернуть советскую систему мы не можем, в одну реку дважды не войдешь. Необходимо взять все лучшее, что у нас было, и выстроить новую систему, отвечающую современным вызовам. Здесь ни в коем случае нельзя принимать поспешных решений. В будущем введение новой системы, безусловно, потребует перенастройки, создания новых образовательных программ.

Что будет самым сложным?

Ольга Васильева: Восстановить статус и качество аспирантуры. В 2014 году аспирантура стала третьим уровнем высшего образования, и до марта 2022 года для нее действовали Федеральные государственные образовательные стандарты, где не было обязательного требования по защите диссертаций. К чему нас привела эта реформа? Вот сухая статистика. Выпуск из аспирантуры по укрупненным группам направлений подготовки "Образование и педагогические науки" в 2020 году - 811 человек, из них с защитой диссертации - 47 человек. Это около 6 процентов от общего количества выпускников аспирантуры. Ситуация патовая. Этот результат появился не вчера: проблема назревала на протяжении последних 20 лет, причем не только в области педагогических наук. И последствия мы будем чувствовать еще долгие годы. Потеря аспирантуры - самое страшное, что было сделано во время участия России в Болонском процессе. Все остальное, на мой взгляд, решается довольно быстро.

В России остро не хватает высококвалифицированных специалистов-педагогов. Нам как воздух нужны учителя, которые бы научили учителей

По каким темам чаще всего защищаются ученые-педагоги?

Ольга Васильева: Это болезненная тема. На первом месте - иностранный язык. Гораздо меньше - по методике преподавания литературы, истории, географии. Практически нет защит по темам воспитания, взаимодействия семьи и школы. За 10 лет не было ни одной диссертации по методике преподавания по таким направлениям, как "родной язык", "обществознание", "культурология", "гуманитарные и общественные науки" на уровне начальной школы. Получается, что самый большой пробел у нас по темам, с которыми связаны процессы формирования человека и гражданина. В России в последние годы острая нехватка высококвалифицированных специалистов - кандидатов и докторов наук - в областях, важнейших для нашего государства. Нам как воздух нужны учителя, которые бы научили учителей.

Полностью интервью с Ольгой Васильевой читайте в ближайших номерах "Российской газеты".

Справка "РГ"

Ольга Юрьевна Васильева - российский государственный деятель, академик РАО, доктор исторических наук, профессор.

Министр образования и науки РФ с августа 2016 по май 2018 года.

Министр просвещения РФ с мая 2018 по январь 2020 года.

30 июня 2021 года избрана президентом Российской академии образования.

Образование