04.07.2022 08:00
Авто

Экологичность автотранспорта в России будет повышаться благодаря электромобилям и авто на ГМТ

Экологичность транспорта будет повышаться
Текст:  Ирина Фурсова
Российская газета - Спецвыпуск: Промышленность №141 (8789)
В середине июня Владимир Путин провел совещание по вопросам развития отечественного автопрома и назвал ключевые задачи в этой области. В частности, дал поручение разработать Стратегию развития отрасли и не допустить понижения экологичности двигателей.
Чтобы повысить спрос на электромобили, нужно запускать больше зарядных станций. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Стратегии развития автопрома у нас утверждаются с завидной регулярностью. Последние - в 2010 году (с корректировкой в 2013-м) и в 2018-м. Плюс автораздел в госпрограмме развития российской промышленности и повышения ее конкурентоспособности от 2014 года. В 2021 году к этим документам присоединилась концепция развития электротранспорта. В ней уделяется много внимания экологичности ТС с уклоном на развитие электрокаров и авто на топливных элементах и инфраструктуры для него.

Цели заданы амбициозные: на первом этапе - до 2024 года - организовать производство не менее 25 тысяч электротранспортных средств (ЭТС) и запустить не менее 9,4 тысячи зарядных станций. На втором этапе - 2024-2030 годы - число ЭТС должно составлять не менее 10 процентов от общего парка, количество зарядных станций превышать 72 тысячи. Не будем забывать и о программе развития рынка газомоторного топлива (ГМТ) - автомобили на нем гораздо экологичнее бензиновых и дизельных.

Никто не спорит, что курс верный, весь мир снижает вредные выбросы. Но сможем ли мы достичь заданных показателей "чистого" транспорта исходя из сегодняшних санкционных реалий и с учетом разрешения (пока временного) вернуться к выпуску автомобилей класса "Евро-0"?

"Зависимость автопрома от импортных комплектующих велика. Но такая ситуация не только в РФ, но и, например, в такой автомобильной стране, как Германия. Старая логистика начала рушиться не в феврале 2022-го, а еще в марте 2020-го из-за COVID-19. Ряд государств приняли решения о возврате производства комплектующих со значительными инвестициями на свои территории. Сейчас идет переформатирование мира с глобального на межрегиональный. И, принимая во внимание экономику автопрома, это очень болезненный процесс для всех. Как быстро удастся решить проблемы логистики и собственной разработки компонентов - это и будет определять перспективы отрасли", - рассказал "РГ" партнер, руководитель практики "ОПК и машиностроение" Strategy Partners Александр Постников.

Глава "Автотора" пообещал выпустить электрокар намного дешевле Tesla

"Зависимость от импортных комплектующих сейчас считается критической, однако в ближайшие годы Россия планирует от нее полностью избавиться. Решить эту проблему помогает балльная система локализации в автомобилестроении. Некоторые считают такое заявление фантастичным, поскольку ни в одной стране нет автопроизводств полного цикла, - добавляет руководитель Raddy.com Константин Калинов. - Однако Россия еще до введения санкций начала работу по локализации автопрома на своей территории. Отечественные аналоги будут производиться в новом исполнении, их нужно будет патентовать. Это потребует времени и денег: придется развивать собственные технологии, создавать предприятия, обеспечивающие нужды автозаводов. Это касается и сферы экологичного транспорта. А чтобы проекты импортозамещения работали, должен быть стабильный спрос. Для этого будут реализовываться проекты, помогающие донести до населения важность перехода на "зеленый" транспорт".

В то же время развитие в России электротранспорта напрямую зависит от его компонентной базы, и у нее, по словам промышленного эксперта, кандидата технических наук Леонида Хазанова, есть два слабых места. Во-первых, в нашей стране есть только один крупный производитель литий-ионных аккумуляторов. Импорт же их за последние месяцы упал. Во-вторых, необходимое литиевое сырье в России давно не добывается, а наблюдаемая на мировом рынке тенденция роста цен на карбонат и гидроксид лития может привести к резкому подорожанию электромобилей. Необходима организация собственной добычи, и о подобных планах заявляли Иркутская нефтяная компания и "Газпром", собравшиеся извлекать литий из пластовых вод углеводородных месторождений Сибири. Но более перспективным представляется проект "Норильского никеля" и "Росатома" по освоению Колмозерского пегматитового месторождения в Мурманской области, отличающегося большими запасами металла. Уровень получения лития из его руд позволит не только закрыть потребности российского автомобилестроения, но и обеспечить приличный объем экспорта за границу.

Россия планирует в ближайшие годы избавиться от зависимости от импортных комплектующих

Эксперты видят причины для оптимизма, в том числе и для развития ГМТ-техники. "В условиях ухудшающейся конъюнктуры на зарубежных рынках развитие внутреннего потребления природного газа станет одной из приоритетных задач как для государства, так и для "Газпрома", - уверен независимый эксперт Антон Соколов. - Вынужденный отход от привычной экспортной ресурсной модели позволит снизить техногенную нагрузку на качество воздуха в российских городах, особенно если в приоритете будет перевод на более "легкие" виды топлива грузового транспорта, коммунальной техники, общественного транспорта. Но не стоит забывать и про нормативно-правовой аспект: перевод ТС на тот же природный газ не должен превращаться в хождение по кругам бюрократического ада, а для этого потребуется разработка четких стандартов, нормативов, требований к безопасности авто на альтернативном топливе. Потребуется и существенный пересмотр налоговой политики для того, чтобы владение и эксплуатация автомобиля на бензине или дизеле стали значительно дороже по сравнению с электрическим или газовым собратом".

Комментарий

Владимир Калаев, директор по маркетингу Еlectro.cars:

Глава АвтоВАЗа рассказал, сколько Lada выпустят во втором полугодии

- Уже сейчас в России есть производители электрозарядных станций, необходимых для создания инфраструктуры развития электротранспорта. Налаживается и производство электромобилей. Например, в этом году в Липецке начинается сборка "Эволют". По заявлениям столичных властей, новый "Москвич" также будет электрическим. Есть даже грузовые отечественные электромобили. Правительство выделило более 1,37 миллиарда рублей на закупку и установку быстрых зарядных станций для электротранспорта. Также в разработке проект постановления на выделение субсидий на покупку ЭТС. Все это позволяет с уверенностью смотреть на будущее российских электрокаров.

Российский автопром