04.07.2022 20:40
Экономика

Уход крупных гостиничных брендов не снизит качество отелей - гостиницы могут перейти азиатским операторам

Текст:  Евгений Гайва Марина Трубилина
Российская газета - Федеральный выпуск: №142 (8790)
Отели уходящих из России международных гостиничных брендов могут перейти к российским или азиатским операторам. На качестве обслуживания это не должно заметно сказаться, считают эксперты.
Отели могут перейти под российские или азиатские бренды. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Ранее ряд зарубежных операторов гостиничных сетей заявили об уходе с российского рынка. Среди них - британская компания InterContinental Hotels Group (IHG) (отели Holiday Inn, Crowne Plaza, InterContinental и Indigo), Marriott International (бренды Sheraton, Ritz-Carlton, Renaissance), Hyatt International (он отключил гостиницы от системы бронирования, отозвал генеральных менеджеров, но бренд оставил).

Это создает определенные сложности и для указанных компаний, и для самих отелей. Многие инвесторы вкладывались в проекты, ожидая, что они будут управляться международными операторами с известными брендами, в том числе в проектах с апартаментами, которые продавались с "премией" к рынку за счет присутствия международного бренда как гаранта качества дизайна и строительства, говорит партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Commonwealth Partnership (ранее Cushman & Wakefield) Марина Смирнова.

Уход международных операторов не был положительно воспринят собственниками и инвесторами, не исключено, что кто-то будет пытаться возместить ущерб от таких действий в судебном порядке.

Важным фактором были централизованные продажи, которые шли через централизованные системы бронирования, крупные сайты этих отельных операторов, отмечает директор по гостиничному консалтингу Knight Frank Russia Наталия Розенблюм.

Владельцев туристических объектов освободят от НДС на 5 лет

У отелей, входящих в группу InterContinental Hotels Group, нет собственности в России, которую можно было бы перекупить, пояснил "РГ" вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов. Это гостиничный оператор, который управляет чужой собственностью. "В России им не принадлежит ни одного квадратного метра. У всех отелей российские владельцы, которые в этой ситуации вольны продолжать работать с той командой, которая работала в этих отелях до сегодняшнего дня, или передать в управление российскому оператору, могут даже в принципе закрыть отель", - говорит он.

Эксперт предполагает, что в сложившейся ситуации гостиницы будут работать без бренда, могут найти российского оператора и поменять название. Третьим вариантом, который сейчас можно наблюдать, станет продолжение работы отелей под той же вывеской, под которой работали и раньше. Представили отелей говорят, что вложили много денег, открыли качественный отель, но из-за того, что сети решили покинуть Россию, отель не стал менее качественным, поясняет Прасов. Несколько таких заявлений уже было сделано.

Там, где зарубежные операторы являются и собственниками объектов, они продают их с существенным дисконтом к стоимости на конец прошлого года, отмечает член Совета директоров, директор департамента рынков капитала и инвестиций IBC Real Estate Микаэл Казарян. При этом в большинстве случаев с операторами были заключены долгосрочные договоры на управление, а условия их расторжения в основном структурированы в пользу операторов, то есть собственникам очень трудно удержать международного оператора в случае, если решение о расторжении принято.

В таких случаях собственники высококачественных объектов могут переходить под флаг национальных гостиничных операторов, у которых сохраняется интерес к расширению сети. "В любой кризисный момент преимущество получают отели без долговой (кредитной) нагрузки - даже при условиях минимальной средней загрузки номерного фонда на уровне 25-35% отсутствие дополнительных обременений позволит большинству отелей покрывать операционные расходы и "оставаться на плаву"", - отмечает Казарян.

В первую очередь, инвесторами рассматриваются бизнес-гостиницы с конференц-площадями и объекты вблизи крупных транспортных узлов, отмечает он. Потенциальными покупателями таких объектов могут выступить наиболее крупные национальные гостиничные сети, такие как AZIMUT Hotels, Cosmos Hotel Group или Heliopark, которые изначально фокусировалась на создании сети или имеют бизнес-отели в крупных российских городах, считает эксперт.

Сейчас идут активные переговоры отелей с брендами из Юго-Восточной Азии, Турции и ОАЭ, в частности, с Джумейра, Дедеман, Ротана, Бэниан Три, говорит Смирнова. Интерес к гостиницам у инвесторов сохраняется, так как на курортных рынках и на рынке внутреннего туризма второй год подряд виден рост, и интерес к отдыху в России, как все полагают, будет только расти. Кроме того, нацпроект развития туризма предусматривает льготы для гостиниц. "Мы не ожидаем дефицита гостиничного предложения в целом, но качественные гостиничные проекты, как и ранее, строятся медленнее и в меньшем количестве, чем гостевые дома", - говорит эксперт.

В Ростуризме разработали 133 туристических автомобильных маршрута по России

Если международные операторы перестанут инвестировать в развитие бизнеса в России, это в первую очередь означает потерю качества и доступности технологий, потому что международные операторы всегда являлись лидерами в новых технологических решениях, проектировании и позиционировании, в продажах и всегда были амбассадорами гостиничных брендов, типов отелей и форматов, говорит Розенблюм. Как правило, в случае ухода зачастую меняется топ-менеджмент, либо отель переходит в самостоятельное управление, либо передается в управление локальному оператору. Насколько этот процесс будет эффективен и насколько в итоге сохранится качество отеля, станет понятно, когда будет отработано хотя бы несколько сезонов.

Качество обслуживания вряд ли снизится - оно зависит от кадров, а кадры даже в руководстве гостиниц были российские, подчеркивает Смирнова. За то время, что международные операторы работали в России, были воспитаны кадры, наработаны стандарты обслуживания, возникли и российские гостиничные сети.

На стоимости гостиничных услуг ситуация глобально не должна сказаться, потому что этим управляют спрос и предложение, считает Прасов. Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге отели без бренда зачастую чувствуют себя лучше, чем отели с брендом, отмечает он. Дело в том, что въездного туризма в России по сути нет, а это был основой поток, который ехал в отели глобальных международных брендов, отмечает эксперт. Он добавляет, что сети сами не очень-то хотят покидать Россию, но делают это под давлением сложившейся политической ситуации. Отели продолжают работать, принимать гостей, сервис и качество остались прежние, а цена по-прежнему зависит от баланса спроса и предложения, заключает Прасов.

В текущей ситуации наиболее пострадавшими стали гостиницы Москвы, особенно люксовый сегмент, и городов юга России, где закрыто воздушное сообщение с центром страны, говорит Смирнова. Гостиницы Санкт-Петербурга практически не отреагировали загрузкой на происходящие изменения, но в городе спрос не восстановился после пандемии, так что "низкая база" там остается. Люксовые гостиницы традиционно "подпитывались" за счет иностранных туристов и корпоративных клиентов. В этом году корпоративный спрос существенно сократился, а туристов стало меньше, чем годом ранее, когда Москва активно принимала гостей из ОАЭ. Сейчас для иностранных туристов Москва стала менее интересной, в том числе из-за ограничений в возможностях оплаты и из-за сокращения количества люксовых брендов в магазинах. Загрузка люксовых гостиниц в мае в Москве оказалась почти на 10 процентных пунктов ниже, чем годом ранее.

Крупные компании Туризм