Параллельно правительство решило вернуться к работе над реформой всего института банкротства: первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил Минэкономразвития РФ и Федеральной налоговой службе адаптировать законопроект "О несостоятельности (банкротстве)" под "текущую экономическую ситуацию".
Введение моратория на банкротство в 2022 году было обусловлено финансовой нестабильностью, возникшей вследствие западных санкций. Помимо этого, правительство и Банк России приняли и другие оперативные меры, направленные на поддержку российского предпринимательства и населения, сдерживание инфляции, стабилизацию цен, сохранение устойчивой финансовой системы.
Всё это в комплексе позитивно повлияло на стабилизацию экономической ситуации, что выразилось в укреплении российского рубля, постепенной остановке роста цен, снижении уровня безработицы до минимума за последние 10 лет, а также сохранением на прежнем уровне объема кредитования. Таким образом, необходимость моратория, как антисанкционной меры поддержки физических и юридических лиц, сегодня уже не представляется такой очевидной. Многие должники в состоянии вновь начать надлежащим образом исполнять свои обязательства, в том числе в рамках процедур исполнительного производства.
На этом фоне причастные органы федеральной власти и отраслевые эксперты всё чаще говорят об отмене запрета на банкротство после 1 октября, досрочном прекращении действия или, как минимум, об уточнении правил применения моратория. Так, ФНС России выступает за исключение из процедуры моратория взысканий по долгам, возникшим до 1 апреля 2022 года. Минстрой предлагает отменить мораторий на включение строящихся домов в реестр проблемных и на банкротство застройщиков. А Банк России считает продление существующего моратория на банкротство недопустимым. "То решение (о моратории - РГ), которое принято,… мне кажется продлевать его ни при каких условиях не надо… Рыночная дисциплина должна возобладать", - подчеркнул первый заместитель председателя Центрального банка России Владимир Чистюхин.
Ранее, в мае 2022 года, проблемой занялась Государственная Дума РФ: заместитель председателя комитета по экономической политике Станислав Наумов инициировал законопроект с целью внесения изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Авторы документа указывают, что "тотальный" мораторий создает неравные условия для субъектов экономической деятельности. Исходя из этого, депутаты предложили уточнить список должников, которые будут подпадать под мораторий о банкротстве.
Кроме того, в июне председатель Госдумы Вячеслав Володин дал двум комитетам поручение запросить у правительства РФ сведения о лицах, заявивших об отказе от применения в отношении них моратория на банкротство, и оценить влияние существующих сейчас норм банкротства на соблюдение должниками и кредиторами обязательств. Этим займутся Комитет Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям и Комитет Госдумы по контролю
Эксперты поддерживают законодательные меры, нацеленные на изменение правил применения моратория на банкротство. "Уверен, что соответствующую норму закона о банкротстве нужно скорректировать, чтобы физическое или юридическое лицо обязано было сначала доказать наличие у него признаков банкротства и только после этого граждане и бизнес могут получить право временно не платить по своим долгам", - считает председатель некоммерческого партнерства "Национальный совет финансового рынка" Андрей Емелин.
"Текущее понятие моратория работает не только против участников рынка, но и против самих потребителей различных услуг: даже те должники (физлица и юрлица), которые в целом имеют хороший достаток и возможность вносить платежи, пользуются мораторием и не платят по своим долгам. Это касается потребителей как жилищно-коммунальных, так и финансовых услуг", - отмечает заместитель председателя экспертного совета Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг Эльман Мехтиев.
"При этом важно понимать, что одновременно с мораторием для тех же физлиц сейчас действует право на запрет списания с их счетов соцвыплат и прожиточного минимума в счет долга. Эта мера дает гораздо более значительный эффект для защиты людей с низкими доходами, чем мораторий на банкротство", - считает Мехтиев.
Кроме того, правительством приняты и другие меры по защите физических лиц, известные как "кредитные каникулы" и "ипотечные каникулы". А вообще в России сложилась устойчивая практика банкротства физических лиц, из которой следует, что более 90% заявлений о банкротстве подается самими гражданами.
Исходя из этого, распространение моратория на банкротства физических лиц уже не представляется целесообразным, так как в отсутствие адекватных мер по защите кредиторов от действий недобросовестных должников, эта мера способна привести к противоположному эффекту. Речь идет о существенном нарушении прав кредиторов, системном кризисе неплатежей во всех секторах экономики, снижении качества услуг, оказываемых гражданам и организациям, замедлении темпов восстановления экономики в условиях сохраняющейся неблагоприятной внешней конъюнктуры.
С учетом вышеперечисленных факторов, как законодатели, так и эксперты, предлагают вывести из-под действия моратория как минимум физических лиц, а также сформулировать критерии должников, которые будут подпадать под действие данной меры. В частности, предлагается относить к таким лицам только тех, кто обладает признаками банкротства в соответствии с Федеральным законом РФ "О несостоятельности (банкротстве)". При этом приостановить исполнительное производство можно будет в заявительном порядке.