Отмечается, что не очень чувствительных ухудшений ждет каждый четвертый, очень сильных - 7 процентов. Более всех опасаются ухудшения качества своей жизни респонденты 18-30 лет. Их доля в этой категории опрошенных составляет 44 процента. Больше, чем кто-либо, исполнены оптимизма граждане старше 60 лет. Их доля достигает 60 процентов. В опросе участвовали 1500 респондентов из 53 регионов РФ.
По данным другого опроса - он проводился банком "Открытие", 35 процентов граждан считают, что Россия легко сумеет заместить товары и сервисы зарубежных компаний своими. Почти четверть опрошенных заявили, что не пользовались услугами этих компаний. Пятая часть респондентов назвала их уход политически неоправданным и оценила его отрицательно. При этом 20 процентов признались, что им будет не хватать товаров и сервисов ушедших компаний.
Среди иностранных брендов, чей уход огорчителен, чаще всего назывались Ikea (27 процентов), Adidas, Apple, Procter & Gamble и Nestle (по 14). От 10 до 13 процентов опрошенных выразили беспокойство за ограничения в работе с Россией Asus, McDonald s, Sony, Coca-Cola, Volkswagen, Danone, Disney и L Oreal. Лишь 13 процентов сообщили, что для них не критичен уход из России любой иностранной компании.
Согласно тому же опросу, большинство россиян поддерживают национализацию предприятий и магазинов иностранных компаний, покинувших Россию. В этой категории опрошенных почти каждый второй считает, что национализация позволит сохранить рабочие места. Почти четверть опрошенных уверены, что национализация "должна стать наказанием за отказ работать в России". Больше всего сторонников национализации на Урале (80 процентов), меньше всего - в Москве и Московской области (59). Против национализации высказались 18 процентов респондентов, а 13 процентов считают ее нарушением законодательства.
При этом 64 процента граждан готовы пользоваться российскими аналогами известных международных брендов, если качество этих аналогов сочтут удовлетворительным. Еще 17 процентов станут потреблять российские товары и услуги в качестве меры личной поддержки отечественного бизнеса. Лишь 8 процентов респондентов не собираются пользоваться российскими аналогами иностранных брендов, так как им не нравится качество продукции. Еще 4 процента не будут этого делать, потому что считают такую продукцию незаконной, а по мнению 6 процентов, российские аналоги международных компаний просто не зарегистрируют.
Опрос проводился методом онлайн-интервью. Были опрошены 1 тысяча мужчин и женщин в возрасте 18-65 лет по всей России.
По разным оценкам, за последние три месяца из России ушло около 300 иностранных компаний. Наиболее громкими стали уходы "Икеи", "Макдоналдса", "Кока-колы", H&M и "Юникло". Прекращение деятельности этих и многих других зарубежных корпораций ударило по российскому рынку труда. В "Икее" работали 15 тысяч сотрудников. В "Макдоналдсе" - 62 тысячи. Концерн "Форд" в Татарстане давал работу 2 тысячам человек. Число сотрудников техподдержки и сервиса Boeing в Москве достигало 1,5 тысячи. Крупнейшая американская нефтегазовая компания ExxonMobil имела четыре офиса в российских городах и насчитывала около 1 тысячи сотрудников. Примерно столько же - Mazda в Приморье.
Владимир Путин считает, что введенные против России санкции не работают в полной мере. "Мы уже неоднократно показывали и готовы показать в очередной раз: если кто-то не хочет с нами сотрудничать в рамках единой кооперации и сам себе наносит ущерб таким образом, он нанесет ущерб, конечно, и нам, но в чем? Нам просто придется сдвинуть некоторые проекты чуть-чуть вправо, приобрести дополнительные компетенции - так, как мы это делали по целому ряду других проектов, в том числе, скажем, в авиации, - но мы все равно решим задачи, которые перед нами стоят, все равно решим", - заявил президент 4 марта во время церемонии поднятия государственного флага РФ на пароме "Маршал Рокоссовский". Таким образом, Путин послал сигнал крупным западным игрокам: не надо торопиться с уходом с российского рынка.
Нагрузки, которые лягут на бизнес, заявивший об уходе с российского рынка, вполне очевидны. Во-первых, деньги, вложенные в этот бизнес, не принесут ожидаемой прибыли. Во-вторых, придется остановить или сломать процессы, которые так долго выстраивали, оттачивали, доводили до совершенства. В-третьих, необходимо будет разорвать контракты с арендодателями, поставщиками услуг связи, телефонии, что повлечет штрафные выплаты.
Однако есть разница между компаниями, решительно заявившими "мы уходим", и теми, кто говорит о "приостановке работы (поставок, обслуживания)". Уход с рынка - это надолго. А вот формулировка "приостанавливаем" означает взятие паузы, в течение которой будут оцениваться риски, взвешиваться издержки и приниматься окончательное решение. Уйти с рынка труднее, чем заявить об уходе. И еще труднее - вернуться на него.