07.07.2022 23:05
Экономика

Валерий Выжутович: Уйти с рынка труднее, чем заявить об уходе

Текст:  Валерий Выжутович (политический обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №146 (8794)
Большинство россиян не сожалеют об уходе иностранных компаний с российского рынка. Почти каждый второй (49 процентов) уверен, что их исчезновение не отразится на качестве его жизни, около трети (32) ждет ухудшений из-за приостановки некоторыми иностранными компаниями своей деятельности в России. Таковы результаты опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение" (ФОМ).
Читать на сайте RG.RU

Отмечается, что не очень чувствительных ухудшений ждет каждый четвертый, очень сильных - 7 процентов. Более всех опасаются ухудшения качества своей жизни респонденты 18-30 лет. Их доля в этой категории опрошенных составляет 44 процента. Больше, чем кто-либо, исполнены оптимизма граждане старше 60 лет. Их доля достигает 60 процентов. В опросе участвовали 1500 респондентов из 53 регионов РФ.

По данным другого опроса - он проводился банком "Открытие", 35 процентов граждан считают, что Россия легко сумеет заместить товары и сервисы зарубежных компаний своими. Почти четверть опрошенных заявили, что не пользовались услугами этих компаний. Пятая часть респондентов назвала их уход политически неоправданным и оценила его отрицательно. При этом 20 процентов признались, что им будет не хватать товаров и сервисов ушедших компаний.

Большинство россиян не сожалеют об уходе иностранных компаний с российского рынка

Среди иностранных брендов, чей уход огорчителен, чаще всего назывались Ikea (27 процентов), Adidas, Apple, Procter & Gamble и Nestle (по 14). От 10 до 13 процентов опрошенных выразили беспокойство за ограничения в работе с Россией Asus, McDonald s, Sony, Coca-Cola, Volkswagen, Danone, Disney и L Oreal. Лишь 13 процентов сообщили, что для них не критичен уход из России любой иностранной компании.

Согласно тому же опросу, большинство россиян поддерживают национализацию предприятий и магазинов иностранных компаний, покинувших Россию. В этой категории опрошенных почти каждый второй считает, что национализация позволит сохранить рабочие места. Почти четверть опрошенных уверены, что национализация "должна стать наказанием за отказ работать в России". Больше всего сторонников национализации на Урале (80 процентов), меньше всего - в Москве и Московской области (59). Против национализации высказались 18 процентов респондентов, а 13 процентов считают ее нарушением законодательства.

В Госдуме заявили, что для наладки параллельного импорта потребуется время

При этом 64 процента граждан готовы пользоваться российскими аналогами известных международных брендов, если качество этих аналогов сочтут удовлетворительным. Еще 17 процентов станут потреблять российские товары и услуги в качестве меры личной поддержки отечественного бизнеса. Лишь 8 процентов респондентов не собираются пользоваться российскими аналогами иностранных брендов, так как им не нравится качество продукции. Еще 4 процента не будут этого делать, потому что считают такую продукцию незаконной, а по мнению 6 процентов, российские аналоги международных компаний просто не зарегистрируют.

Опрос проводился методом онлайн-интервью. Были опрошены 1 тысяча мужчин и женщин в возрасте 18-65 лет по всей России.

По разным оценкам, за последние три месяца из России ушло около 300 иностранных компаний. Наиболее громкими стали уходы "Икеи", "Макдоналдса", "Кока-колы", H&M и "Юникло". Прекращение деятельности этих и многих других зарубежных корпораций ударило по российскому рынку труда. В "Икее" работали 15 тысяч сотрудников. В "Макдоналдсе" - 62 тысячи. Концерн "Форд" в Татарстане давал работу 2 тысячам человек. Число сотрудников техподдержки и сервиса Boeing в Москве достигало 1,5 тысячи. Крупнейшая американская нефтегазовая компания ExxonMobil имела четыре офиса в российских городах и насчитывала около 1 тысячи сотрудников. Примерно столько же - Mazda в Приморье.

Владимир Путин считает, что введенные против России санкции не работают в полной мере. "Мы уже неоднократно показывали и готовы показать в очередной раз: если кто-то не хочет с нами сотрудничать в рамках единой кооперации и сам себе наносит ущерб таким образом, он нанесет ущерб, конечно, и нам, но в чем? Нам просто придется сдвинуть некоторые проекты чуть-чуть вправо, приобрести дополнительные компетенции - так, как мы это делали по целому ряду других проектов, в том числе, скажем, в авиации, - но мы все равно решим задачи, которые перед нами стоят, все равно решим", - заявил президент 4 марта во время церемонии поднятия государственного флага РФ на пароме "Маршал Рокоссовский". Таким образом, Путин послал сигнал крупным западным игрокам: не надо торопиться с уходом с российского рынка.

Уйти с рынка труднее, чем заявить об уходе. И еще труднее - вернуться на него

Нагрузки, которые лягут на бизнес, заявивший об уходе с российского рынка, вполне очевидны. Во-первых, деньги, вложенные в этот бизнес, не принесут ожидаемой прибыли. Во-вторых, придется остановить или сломать процессы, которые так долго выстраивали, оттачивали, доводили до совершенства. В-третьих, необходимо будет разорвать контракты с арендодателями, поставщиками услуг связи, телефонии, что повлечет штрафные выплаты.

Однако есть разница между компаниями, решительно заявившими "мы уходим", и теми, кто говорит о "приостановке работы (поставок, обслуживания)". Уход с рынка - это надолго. А вот формулировка "приостанавливаем" означает взятие паузы, в течение которой будут оцениваться риски, взвешиваться издержки и приниматься окончательное решение. Уйти с рынка труднее, чем заявить об уходе. И еще труднее - вернуться на него.

Крупные компании