Министры не только отказались согласовать итоговое коммюнике, но также не сумели преодолеть разногласия, чтобы сделать совместную фотографию. Если Россия неоднократно подчеркивала, что привезла на балийский форум "объединительную повестку", то американо-европейский блок, напротив, продвигал разъединительный характер мероприятия. Министры входящих в G7 государств агрессивно навязывали собравшимся на Бали тринадцати коллегам свое видение мира.
На эту особенность состоявшейся встречи обратила внимание официальный представитель МИД России Мария Захарова. По ее словам, "идеологический костяк западных режимов во главе с США хотел превратить G20 в очередное подобие междусобойчика и скандала". "Да, у них не получилось, но саму попытку стоило бы рассмотреть повнимательнее", - подчеркнула Захарова. Повнимательнее - с прицелом на саммит "двадцатки", где неизбежно будут использованы те же приемы против России, которые сегодня обкатывались на балийском форуме.
Все "итоги", а о них стоит писать именно так - в кавычках, министерской G20 говорят о том, что страны коллективного Запада приехали с единственной целью - создать телекартинку бойкота главы МИД России Сергея Лаврова. Когда же на практике так называемый бойкот с треском провалился, началось науськивание журналистов, чтобы те, по словам Захаровой, "отрапортовали, отработали, придумали что-либо, хотя бы виртуально", подтверждающее изоляцию Москвы.
"Западные журналисты с блокнотами и буквально с часами бегали по залу и пытались понять, кто присутствует на заседаниях, кто вышел, кто сколько времени провел вне заседаний", - поделилась впечатлениями от происходившего Захарова. Действия министров стран "семерки" были направлены на дискредитацию встречи "двадцатки", превращению представительного мероприятия на Бали в "политический балаган". Но возглавляемую госсекретарем Энтони Блинкеном клоунаду поддержали только западные СМИ, пытаясь представить ситуацию на форуме американским триумфом. А главу внешнеполитического ведомства США новым мессией, который "требует", "призывает к ответу", "прессует" то Россию, то Китай, то другие несогласные с вашингтонским курсом страны.
Правда, все это происходило исключительно в придуманном американо-европейскими газетчиками мире. Здесь снова обратимся к свидетельствам Захаровой, наблюдавшей за происходящим на балийском форуме изнутри. "Это вы, господин Блинкен, загнали себя в самоизоляцию, манкировав ряд мероприятий, где большинство о вас и не вспомнило. А теперь, чтобы оправдать свой провал, сочиняете небылицы. Нам же рассказывали, как вы лично просите всех подряд "изолировать" Россию. И все, кого вы просите, смеются вам в спину", - написала она.
Министерская "двадцатка" в Индонезии вновь подтвердила проблемы с профессионализмом у "зеленого" министра иностранных дел Германии Анналены Бербок. Она отметилась удивительным для дипломата заявлением о том, что большую часть переговоров на G20 Сергей Лавров "провел не в помещении, а вне его". С одной стороны, российскому МИДу должно льстить, что глава немецкого внешнеполитического ведомства так внимательно отслеживала его программу пребывания на форуме. Это как минимум говорит о политическом влиянии Москвы: ведь то, где и с кем встречалась сама Бербок, было интересно, пожалуй, только немецкой прессе.
Стоит добавить, что для мероприятий высокого уровня, а к ним, безусловно, относится министерская "двадцатка", всегда существуют заранее оговоренные организаторами форматы. "Лавров с момента начала заседания G20 находился в зале и примерно через два часа начал проводить в соседней комнате двухсторонние переговоры с коллегами по этому же самому форуму", - пояснила Захарова. По ее словам, все материалы об участии министра в мероприятиях G20 - многочисленные двухсторонние контакты, ужин от имени организаторов и общение с международной прессой - выложены на сайте МИДа. "Никто западные режимы не поддержал. Вот они и исходят злобой. Никакая Анналена своим враньем реальность не изменит", - подчеркнула официальный представитель внешнеполитического ведомства РФ.
На этот "скандальный флер", сопровождавший участие Лаврова в министерской G20, не стоило обращать внимания, если бы не те долгосрочные цели, которые ставились на Бали политико-медийным западным блоком с прицелом на ноябрьский саммит. Во-первых, продемонстрировать стране организатору - Индонезии, в какой "балаган" превратится "двадцатка", если на нее позвать Россию. Во-вторых, показать, как легко переключить внимание СМИ с вопросов глобального развития - ситуации в энергетике, с продовольствием, с миграцией - на темы, далекие от значимой мировой повестки: "Кто кого бойкотировал?", "Кто был на ужине?", "Кто кого до конца не дослушал?" и т.п.
При этом большинство из того, о чем говорил во время форума Лавров, осталось не замеченным западными СМИ. Хотя речь шла о выполнении Россией обязательств по поставкам энергоносителей, готовности Москвы к диалогу по вывозу украинского зерна. "Есть только оголтелая русофобия, которой они подменяют необходимость договариваться о ключевых проблемах в мировой экономике и финансах", - констатировал глава МИД России. Но нет никаких оснований считать, что этот подход изменится к саммиту G20 в ноябре.