11.07.2022 17:09
Культура

Музтеатр Станиславского и Немировича-Данченко представил мировую премьеру балетов

Текст:  Анна Галайда
Российская газета - Федеральный выпуск: №154 (8802)
На сцене Музтеатра Станиславского и Немировича-Данченко поставили два одноактных балета - "О природе" в хореографии Владимира Варнавы и "Нет никого справедливее Смерти" Максима Севагина.
Привлечь зрителя хореограф решил аргентинской притчей "Нет никого справедливее Смерти". / Предоставлено пресс-службой Музтеатра Станиславского и Немировича-Данченко
Читать на сайте RG.RU

Июльская балетная премьера была объявлена в театре еще год назад. Тогда собирались представить два спектакля израильских хореографов, находящихся в зените славы: Шарон Эяль, чей перенесенный в театр Станиславского "Autodance" год назад имел исключительный успех, и Хофеша Шехтера, в России еще не работавшего. Эти планы стали неосуществимыми, поэтому было решено предоставить сцену Владимиру Варнаве. Хореограф задействован в съемках сериала, для которого ставит балет в фильме. Эту сцену и решили трансформировать в театральный одноактный спектакль. В пару к нему был выбран Максим Севагин, тогда еще не худрук, а танцовщик труппы, активно набирающий обороты как хореограф.

Большой театр представляет три одноактных балета

Варнава, несмотря на молодость, хореограф опытный, умеющий отвечать на самые разнообразные профессиональные запросы, не смутился спешкой. Зрителя он обратил к философу и поэту Эмпидоклу, позаимствовав для титула балета название поэмы, а многозначную цитату использовав в качестве эпиграфа. Авторитет древнего грека, вероятно, для хореографа не показался безусловным, ему на подмогу была выписана также цитата Юнга. Между ними и пролегает почти часовой спектакль Владимира Варнавы.

Успех современного спектакля невозможен без единства всех составляющих - света, сценографии, костюмов, музыкального сопровождения и исполнения

Он начинается, как было модно лет тридцать назад, до третьего звонка. Зрители, рассаживаясь в зале, обнаруживают, что действие уже идет: там, где обычно расположена оркестровая яма, устроен настил, на нем поставлен банкетный стол, вокруг собралось полтора десятка человек в элегантных нарядах. При гаснущем свете за спинами пирующих, на сцене, появляется человек явно из другого мира, призывающий всех за собой. Стол уезжает вниз, открывая привычный вид, а сцену постепенно заполняют люди в черном трико - таком же, как у посланника (Георги Смилевски-младший).

Так стартует история о путнике, который подарил людям путешествие в неведомый прекрасный мир. Под электронную музыку Алексея Наджарова (вечер идет под фонограмму) на заднике транслируется видео Ильи Старикова, в то время как на сцене длинная массовая сцена сменяется дуэтами. Рекрутированы лучшие силы труппы: Наталья Сомова, Ксения Шевцова, Жанна Губанова, Елена Соломянко, Полина Заярная, Анна Окунева, Денис Дмитриев, Евгений Жуков, Герман Борсай, Леонид Леонтьев. Однако хореограф, кажется, не пытался различить артистов - всем досталась одномерная монотонная хореография, визуально отсылающая к стилю Шарон Эяль, но лишенная ее наполнения. Захватывающим путешествие оказывается лишь в программке, не на сцене. И возвращение в исходную точку, к вновь поднявшемуся из недр оркестровой ямы столу влечет не философские размышления, а сочувствие танцовщикам, получившим разочаровывающий результат работы.

Постановка "Нет никого справедливее Смерти" - третья у Максима Севагина в нынешнем сезоне. Для молодого хореографа, независимо от результата, это подвиг продуктивности. Привлечь зрителя Севагин решил аргентинской притчей о сговоре крестьянина со Смертью. Но не стал скрывать, что пересказ цветистой сказки, в которой есть и Бог, и Король, и Принцесса, которых он собственной волей еще и отправил в космос, его интересует мало - как большинство современных постановщиков, внятно и четко передать сюжет хореограф не умеет. Все его внимание сосредоточено на отношении танца с музыкой - в основу спектакля положен арфовый концерт аргентинского композитора Альберто Хинастеры. Здесь Севагин доказывает, что его осенний успех в проекте LAD, где он поставил "Безупречную ошибку" на музыку Леонида Десятникова, не был случайностью. Причудливые оплетания арфы духовыми, экзальтированное соревнование с ударными и страстное сочетание со струнными находят порой точный эквивалент в хореографии, то отстраненной, то ироничной, то саркастической. Ее отлично интонируют Оксана Кардаш (Смерть), Георги Смилевски (Король), Ксения Шевцова (Принцесса). Такого же взаимопонимания не удалось добиться с художником Анастасией Нефедовой, чьи костюмы ломают хореографический рисунок. Но успех современного балетного спектакля невозможен без единства всех составляющих - света, сценографии, костюмов, музыкального сопровождения и исполнения. Этому предстоит научиться.

Концепция мира из пикселей и неизменная актуальность Блока: постановщик балета "Двенадцать" Александр Сергеев рассказал "РГ" о грядущей в Мариинке-2 премьере
Танец