11.07.2022 16:03
Культура

Концепция мира из пикселей и неизменная актуальность Блока: постановщик балета "Двенадцать" Александр Сергеев рассказал "РГ" о грядущей в Мариинке-2 премьере

Текст:  Наталья Кожевникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №149 (8797)
Балет Бориса Тищенко "Двенадцать" ставит на сцене Мариинки-2 Александр Сергеев. Партитура была написана композитором по заказу Кировского театра в 1963 году, премьеру ее ставил Леонид Якобсон. Тогда спектакль не задержался в репертуаре, но музыка балета не раз звучала в концертном исполнении под управлением Валерия Гергиева, в новом спектакле он является музыкальным руководителем. Постановщик балета Александр Сергеев рассказал "РГ" о своем понимании этой музыки.
Эскизы костюмов и сценографию в постановке "Двенадцати" подготовил дизайнер одежды Леонид Алексеев. / предоставлено пресс-службой Мариинского театра
Читать на сайте RG.RU

Сейчас хореографы часто используют музыку, созданную когда-то для конкретного балета, но делают совсем другое произведение на другой сюжет или вовсе без него. Как вы обходитесь с партитурой "Двенадцати"? Музыка написана точно по поэме Блока, это проигнорировать невозможно.

Александр Сергеев: Мы идем по Блоку. Но в разное время у Блока звучат разные смыслы. Поэт говорил, что поэма "Двенадцать" - это не его голос, а голос улицы, а он является скорее наблюдателем со стороны. Но Блок явно, физически слышал звук разрушающегося мира, об этом он писал. И, по сути, поэма именно об этом, не про Петьку, Катьку, не про революцию. В этом смысле Блок абсолютно вне времени, и Тищенко со своей музыкой тоже. Ему было всего 25 лет, но он создал гениальную музыку невероятной энергетики и глубины.

/ Предоставлено пресс-службой Мариинского театра/Александр Нефф

Музыка точно передает образы и атмосферу поэмы, то, что стоит за словами. Последние звуки - это звенящая безнадежная пустота. Как у вас выстраивается драматургия балета?

Александр Сергеев: Музыка идет непрерывно 50 минут. Партитура разделена на 12 номеров, но каждый следующий номер начинается встык, без перерыва. Я много думал: можно ли прерывать эту партитуру и как: декламацией или танцем в тишине под какой-то ритм? Якобсон делал купюры в партитуре, и у него с Тищенко были разногласия. Я убежден, что если композитор написал произведение, то меняя его структуру - нарушаешь смысл. Интересно, что в нотах подписаны фразы из Блока.

Мариинский театр анонсировал создание собственной стриминговой платформы

У вас есть "сверхидея" в концепции балета, связанная с цифровым миром?

Александр Сергеев: Сценографическая концепция построена на идее, что весь мир состоит из неких кубиков или пикселей. Любое изображение на экране монитора собирается из них, мы их не видим, но нарушишь их конфигурацию, и изображение разрушится. Так и весь мир состоит из частиц, из которых все можно собрать, а можно и развалить. Своего рода идея цифрового апокалипсиса. У нас на сцене появляется черный квадрат. Малевич в своем Черном квадрате первый заявил, что есть частица - ничто, что пространство состоит из кубиков. И у нас этот черный квадрат тоже разваливается, превращаясь в QR-код.

/ Предоставлено пресс-службой Мариинского театра/Александр Нефф
Александр Блок абсолютно вне времени. И его поэма "Двенадцать" - тоже
/ Александр Нефф

Звучит почти безнадежно. Почему вообще возникла идея поставить "Двенадцать"?

Александр Сергеев: Поначалу я думал о постановке в другом театре. Но этот балет должен идти на Мариинской сцене. Музыка была заказана Кировским театром молодому композитору Борису Тищенко, и именно на этой сцене Якобсон поставил балет, пусть он прошел всего три раза. Я пришел с идеей и разработанной сценографией к Валерию Абисаловичу, и он согласился. А задумал я это во время пандемии, было очевидно, что привычного мира больше не будет. Наша реальность меняется, и будет другой мир, с новыми взаимоотношениями, конструкциями, и мы являемся участниками этого процесса. У Блока такая глубина смыслов и философских идей, что его произведение в любом контексте оказывается актуальным.

Большой театр представляет три одноактных балета

Это первая ваша большая работа как хореографа?

Александр Сергеев: Да. И мы увеличили балет. Нельзя открыть занавес и просто начать этот спектакль. Нужна подготовка, создание атмосферы, прежде чем зазвучит музыка. У нас появился пролог, в котором мы заявляем концепцию сценографии с пикселями, ячейками. В одной из таких ячеек - микромодель мира, мужчина и женщина. Я поставил дуэт на Три песни Тищенко на стихи Марины Цветаевой. В этих песнях - простые человеческие понятия: дружба, любовь, смерть, одиночество. В следующей части балерина читает поэму Блока, потом выходит на сцену и танцует. Я считал необходимым напомнить зрителям поэму Блока. Причем, не напечатав текст в программке, не пересказывая "краткое содержание", а дать услышать Блока, как он есть.

Справка "РГ"

Александр Сергеев - солист балета Мариинского театра, исполнитель ведущих партий в балетах классического репертуара, а также балетах Баланчина, Якобсона, Макмиллана, Форсайта, Ратманского, МакГрегора и других. В 2019-м дебютировал как хореограф: в репертуаре Мариинского театра работы "Не вовремя", "Фарфор", "Пионерская сюита". Автор танцев в операх "Сказки Гофмана" и "Лакме". Продюсер вечеров современного балета "Танцы о любви", программы балетов Л. Десятникова L.A.D. (2021).

Театр трех эпох. Сохранятся ли традиции Ленкома в его новой жизни
Музыкальный театр Танец Санкт-Петербург