Реставрация - это дорого
- Коммерческий интерес - не самый главный аргумент, подтолкнувший нас взяться за восстановление этого корпуса КРИНа, - куратор проекта Елена Конышева предпочитает акцентировать внимание на филантропических мотивах. - Пандемия, скачок цен... Мы превысили бюджет более чем в два раза. Чтобы вложения отбились, надо будет прожить еще несколько жизней.
Подготовительный этап, связанный с подготовкой и согласованием документации, оказался практически вдвое дольше, чем непосредственно строительные работы. При этом проводились они в режиме реставрации, что также повысило издержки.
Как пояснил Игорь Вохмянин, депутат кировской гордумы, а в прошлом руководитель реставрационно-строительной компании, есть три фактора, которые удорожают реставрацию.
- Во-первых, необходимость привлечения компании с реставрационной лицензией. Во-вторых, приобретение специальных материалов, которые должны соответствовать тем, что изначально использовались при строительстве здания. И третье - медленное выполнение работ: каждый шаг нужно согласовывать с надзорными органами. Порой требуется останавливать работы и вносить изменения в проект, - перечисляет эксперт.
История как конкурентное преимущество
Бизнесмены, интересы которых представляет Елена Конышева, купили фактически разграбленное производственное здание за 25 с небольшим миллионов рублей. Региональное информационное пространство то и дело сотрясали скандалы между собственниками кусков земли, на которые поделили территорию предприятия. Отдельные пессимисты опасались, что краснокирпичное здание обязательно снесут. Но в конце весны 2022 года восстановленное здание ожило. Интерес к аренде помещений в центре города подчеркивает деловой подход новых хозяев.
- У нас только коммунальные платежи - полмиллиона в месяц. Естественно, мы начали искать арендаторов еще до окончания стройки, - поясняет Елена Конышева и раскрывает главный секрет, который стимулирует бизнес браться за такие дорогостоящие проекты.
Старый производственный корпус - идеальный объект для создания помещений в модном стиле лофт. Фактически этот стиль и появился в эпоху массового исхода промпредприятий из западных мегаполисов. Неудивительно, что малый бизнес, желающий подчеркнуть некоторую богемность своих товаров и услуг, так быстро заселился.
Для собственников же наличие истории - конкурентное преимущество, которое выделяет их предложение на фоне безликих торгово-офисных центров, появившихся в наших городах за последние полтора десятилетия.
Исключение или правило?
Для Кирова восстановление КРИНа - скорее исключение. Правда, близки к завершению работы на пережившем в 2013 году крупный пожар аналогичном здании бывшего завода "Физприбор". В то же время десятки мещанских домов и купеческих особняков прошлого и позапрошлого веков близки к разрушению.
- Бывшие промышленные объекты легко превратить в торгово-офисные центры, а затраты на реставрацию маленьких зданий очень долго не компенсируются за счет их использования. Такой проект не будет прибыльным. Скорее это вопрос амбиций. Причем не только в Кирове, но и во всей стране, - считает Игорь Вохмянин.
В Кирове большое количество домов стали заложниками статуса "выявленный объект культурного наследия". После его присвоения собственник, даже при желании и наличии средств, не сможет приступить к работам, пока не завершена экспертиза (тоже не дешевая), определяющая объект охраны: фасад, коробка целиком или интерьеры. Беда в том, что на финансирование подобных исследований бюджетные средства выделяются по остаточному принципу.
- Только в этом году удалось получить целевое финансирование историко-культурной экспертизы. Сейчас добиваемся формирования полноценной госпрограммы, которая сделала бы его стабильным на несколько лет вперед, - рассказал начальник Кировского управления охраны объектов культурного наследия Михаил Ус.
И Елена Конышева, и Игорь Вохмянин, и даже руководитель надзорного ведомства считают, что существующая правовая система не позволяет решать проблемы фактически рассыпающихся старых зданий.
- Надо разрабатывать и принимать новый закон. Корректировки в действующем с 2002 года 73-ФЗ уже не помогают. У коллег из других регионов проблемы те же самые. Да, нужно учитывать благосостояние региона, но без изменения законодательства мы как чиновники-правоприменители не можем эффективно сохранять объекты культурного наследия, - констатирует руководитель регионального управления охраны. .
Двухэтажный производственный корпус из красного кирпича построен в 1901 году по проекту известного вятского архитектора Ивана Чарушина для спиртоводочного производства. После начала Первой мировой войны и введения сухого закона часть помещений отдали под госпиталь. В советский период надстроили третий этаж. В 1941 году сюда эвакуировали из Ленинграда завод "Красный инструментальщик", изготавливавший измерительный инструмент. С тех пор закрепилось название КРИН, а со временем предприятие заняло фактически весь квартал. После банкротства завода в 2011 году территория стала объектом внимания девелоперских структур.
Кстати
10 ноября 1917 года местные власти приняли решение уничтожить хранившиеся на складе акцизного ведомства несколько тонн алкоголя, произведенного на спиртоводочном производстве в этом здании. Слитый на льду реки Вятки спирт образовал "пьяное озеро", к которому в течение нескольких дней шло настоящее паломничество. Ситуацию в городе удалось нормализовать только через несколько дней.