13.07.2022 12:45
Культура

Что читать этим летом: Василий Авченко выбрал "Избранники реки", "Фазиль" и "Конфликт на КВЖД. Война, которую решили забыть"

Текст:  Анастасия Скорондаева
Мы продолжаем заглядывать на книжные полки к известным писателям, потому что уверены: они не только пишут свои нетленки, но и читают коллег. "РГ" попросила их поделиться с читателями: на какие книги непременно стоит обратить внимание этим летом? Сегодня - рекомендации от владивостокского писателя и журналиста Василия Авченко.
Писатель Василий Авченко. / Евгения Новоженина/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Василий Авченко - писатель и журналист. Финалист премий "Большая книга", "Национальный бестселлер" и "НОС". Родился в семье геологов, окончил с отличием факультет журналистики Дальневосточного государственного университета, живет во Владивостоке. В писательском багаже Авченко много интересных дуэтов, так однажды он совместно с Ильей Лагутенко, лидером группы "Мумий Тролль", написал фантастическую книгу "Владивосток-3000. Киноповесть о Тихоокеанской республике", следом вышел роман "Штормовое предупреждение", написанный совместно с Андреем Рубановым. Особого внимания заслуживает биография геолога, писателя, автора романа "Территория" "Олег Куваев: повесть о нерегламентированном человеке", написанная совместно с критиком и доктором филологических наук Алексеем Коровашко. Также Василий Авченко - автор сборника рассказов "Кристалл в прозрачной оправе" и сборника очерков "Очарованные странники. Литературные первопроходцы Дальнего Востока".

"Фазиль" Евгения Попова и Михаила Гундарина (Редакция Елены Шубиной, 2022). Это первая (надеюсь, не последняя, потому что по прочтении осталось немало незакрытых вопросов) биография Фазиля Искандера. Собственно, можно было бы и не расшифровывать, потому что Фазиль у нас один. Но интересно (это я узнал как раз из книги), что по паспорту классик был, оказывается, не Фазиль, а Фазильбей. В книге много подобных любопытных моментов. Например, в одной из сухумских школ, где учился Искандер, раньше учился Берия, ставший одним из его персонажей. А когда юный Искандер трудился в "Брянском комсомольце", он клеймил в своих публикациях нетрезвых юношей и посещающих евангелистскую секту колхозниц. Или взять такую малоисследованную тему, как "Искандер и Камчатка". В 1960 году в первый московский сборник Искандера вошло стихотворение, в котором он призывал кукурузу "шагать до самой до Камчатки". А в 1965 году Фазиль Абдулович опубликовал в "Юности" целый камчатский цикл, где были стихи как жизнерадостные - о рыбалке и грязевых ваннах, так и жутковато-трагичные - о лежбище котиков.

"Избранники реки" - сборник прозы Вечеслава Казакевича ("Рубеж", Владивосток, 2022). Автор - уроженец Белоруссии, русский писатель, житель Японии, куда он перебрался еще в 1993 году. Книгу открывают теплые лиричные повести о детстве, проведенном в белорусском поселке, - "Охота на майских жуков" и "За мной придет Единорог". Среди рассказов, идущих вслед за повестями, есть и белорусско-японские, и чисто японские по тематике. "Все местные знали загадку: "Пьяный, с красным лицом, на краденом дамском велосипеде, кто это? Русский моряк!". Или: "Через год-полтора здешней жизни я вдруг так заскучал по мату, что однажды, шагая в сумерках от метро, неожиданно для себя начал потихоньку бормотать все ругательства, которые приходили на ум"… В одном из рассказов говорится: "Одни литераторы состоят из угрюмости, другие - из цитат, третьи - из бороды, четвёртые - из сплетен". Сам Казакевич состоит из лиризма, юмора, наблюдательности, тонкого чувства языка. И ещё из чего-то невыразимого.

Алексей Пастухов "Конфликт на КВЖД. Война, которую решили забыть" ("Пятый Рим", 2022). Автор - историк, сотрудник Новосибирского университета, специалист по оружию стран Центральной Азии и Дальнего Востока. Конфликт на КВЖД случился в 1929 году, когда маршал Чжан Сюэлян, хозяин Маньчжурии, решил вывести Китайско-Восточную железную дорогу, проложенную русскими инженерами из Забайкалья в Приморье еще при царе, из-под советского контроля. Этого не вышло: знаменитый военачальник Василий Блюхер, который до того сам помогал китайцам строить армию, теперь получил задание ее образумить - и выполнил его, введя войска в Китай сразу с трех сторон. Первый потопленный советской авиацией вражеский корабль, первое боевое применение советских танков, Чуйков, Рокоссовский, Хетагуров - всё это бои на КВЖД. Надо сказать, что самому этому конфликту в книге отведено меньше половины места. КВЖД - скорее топор, дающий повод сварить из него суп. Навар, в смысле исторический контекст, получился крайне густым: автор рассказал об освоении Россией Дальнего Востока, проекте "Желтороссия", непростых взаимоотношениях России с Китаем.

Летние читальни Москвы: кто в них ходит и зачем?
Литература