17.07.2022 06:00
Экономика

В Россию стала поступать бытовая техника из Узбекистана, Турции и Китая

Текст:  Олег Капранов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №150 (8798)
Уход из России крупнейших мировых брендов, производящих бытовую технику и электронику, вынудил российских продавцов искать альтернативные пути наполнения прилавков товарами. Многие ретейлеры делают основную ставку на параллельный импорт хорошо знакомых марок, но есть и новые поставщики и производители, к которым эксперты советуют присмотреться.
Преимущество локальных брендов - в цене, которая, как правило, заметно ниже, чем у западных производителей. / Михаил Синицын
Читать на сайте RG.RU

Иностранные производители продолжают покидать российский рынок. Так, шведская компания Electrolux Professional - производитель профессионального оборудования для ресторанов, гостиниц, химчисток и прачечных - объявила о решении прекратить деятельность в России и передать ведение дел местному менеджменту. "После того как была проведена оценка того, что продолжать вести бизнес в России в текущей ситуации невозможно, Electrolux Professional прекращает свою деятельность в стране", - говорится в заявлении компании, опубликованном на ее сайте.

Первые ласточки

Российские ретейлеры на этом фоне расширяют ассортимент за счет производителей из Узбекистана, Турции и Китая. Так,

"М.Видео-Эльдорадо" договорилась о поставках с узбекским производителем Artel, на мощностях которого выпускается, например, продукция Samsung. Об этом "РГ" рассказали в пресс-службе ретейлера.

Как теперь называются магазины и компании ушедших брендов

"Первыми в продажу в течение июля - августа поступят холодильники, морозильные камеры, стиральные машины, телевизоры, кухонные плиты, пылесосы и кондиционеры (в основном из среднего ценового диапазона), к концу года планируется расширить ассортимент до 100 наименований в 16 товарных категориях", - заявили там.

Известно, что Artel выпускает на шести заводах в Узбекистане 4 млн единиц техники в год для внутреннего рынка и экспорта в страны СНГ, Ближнего Востока и Северной Африки. Этот производитель выступает региональным партнером Samsung, Shivaki и Viessmann.

По оценкам аналитиков рынка, в категории холодильного оборудования и плит Artel может занять от 3% до 5% рынка бытовой техники РФ в течение двух лет "при правильно выбранной стратегии".

Турецкий потенциал

Существенный объем российского рынка бытовой техники способны занять турецкие производители, полагает главный редактор Ferra.ru Евгений Харитонов. "В первую очередь это Arcelik, которая намерена купить "Индезит Интернэшнл" и ООО "Вирлпул Рус" для работы в России. Судя по изменениям в ассортименте ретейлеров, импорт в РФ стиральных машин и пылесосов дочерней марки концерна, Beko, уже пошел в рост", - говорит Харитонов.

По мнению эксперта, ряд производителей из Турции достаточно давно присутствуют в России неочевидным образом. "Например, телевизоры Hitachi и JVC, которые были в российском ретейле, в последние годы производил турецкий Vestel. Однако импорт под основной торговой маркой пока еще не развернут в полной мере", - сообщил Харитонов.

О перспективах выхода на российский рынок брендов из Турции ранее сообщал "Коммерсантъ". Так, по данным издания, ретейлер "Ситилинк" вывел на российский рынок китайский бренд Ascoli и турецкий Grundig. А скоро добавит еще и изделия китайской компании MBS.

Часть рынка могут занять турецкие производители. Например, Vestel давно производит технику под марками Toshiba, Hitachi и JVC

Однако главным выгодоприобретателем среди стран ЕАЭС может стать Беларусь. Так, наиболее масштабным и перспективным производителем бытовой техники в рамках ЕАЭС остается белорусский "Горизонт". Холдинг является частью одной из крупнейших мире компаний - производителей бытовой техники - Midea Group. Совместное предприятие в Минске было создано еще в 2007 году с расчетом на наполнение не только белорусского, но и рынков всех стран ЕАЭС, включая Россию. "Мидеа-Горизонт" производит микроволновые печи и прочую бытовую технику под такими брендами, как Midea, Horizont, Panasonic, Oursson, Sharp, Bosch, Steba, Tristar, Redmond, Sinbo, Daewoo, Bork, BBK, Toshiba, Whirpool и многих других. "Атлант", еще один узнаваемый бренд, производящий холодильники, тоже нарастит присутствие в РФ.

Есть еще один игрок - "Витязь", но у него "ситуация сложнее, многое будет зависеть от доступности для закупок и поставок тех или иных полупроводниковых компонентов", - добавляет Харитонов.

Что с ценами?

В целом российский рынок сегодня способен как губка впитывать в себя все доступные для него предложения на рынке бытовой техники и электроники, отмечают эксперты. Часть крупных региональных игроков вроде бразильской Brastemp, выпускающей крупную и мелкую бытовую технику, вряд ли придут в Россию, так как принадлежат крупным международным холдингам. В данном случае - американской Whirlpool Group. Однако казахстанский Almacom, индийские Onida и Godrej Group вполне могут заинтересоваться российским рынком.

"Будут тащить все, что могут достать. Турция, Узбекистан, турецкие марки бытовой техники - неплохие по качеству. Локальные бренды - они же условно локальные. Тот же BQ выпускает много бытовой техники в Китае. И локальность там весьма условная. В большинстве случаев это все равно крупноузловая сборка локальная, просто чтобы не везти непосредственно из Китая. Рынок есть, рынок интересен. Плюс этих брендов в том, что это, как правило, достаточно дешевый товар. И поэтому когда его привозишь сюда, цена не вырастает до невообразимой", - говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Товары и цены Крупные компании