В перспективе, резкое наращивание добычи и начало борьбы с Россией за рынки сбыта несет значительные риски разрушить с таким трудом восстановленный баланс спроса и предложения нефти в мире.
Визит президента США Джо Байдена в Саудовскую Аравию наделал много шума, но никаких четких договоренностей достигнуто не было. Слова принца Мухаммеда бин Салман Аль Сауда о достижении планки добычи в 13 млн баррелей в сутки даже не были обещанием президенту США. Это всего лишь оценка производственных возможностей своей страны.
Ранее такая же цифра называлась, как показатель добычи, который королевство планирует достичь к 2027 году. Рекорд производства нефти в Саудовской Аравии был поставлен в апреле 2020 года - 12,3 млн баррелей. В июне этого года в стране добывалось около 10,62 млн баррелей нефти в сутки, что на 40 тыс. баррелей меньше, чем было возможно по условиям сделки.
К сентябрю по ним же добыча в Саудовской Аравии может вырасти до 11 млн баррелей в сутки. Но даже такой рост в течение двух месяцев у некоторых экспертов вызывает сомнения. К тому же с учетом роста спроса, ситуацию на рынке это не изменит. Для сравнения, Россия в Европу поставляет около 3,5 млн баррелей в сутки. И их выпадение с конца года ЕС где-то нужно компенсировать.
Сегодня на мировом рынке нефти в целом сложился баланс спроса и предложения, считает доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов. Спрос растет, но он во многом покрывается уже действующим механизмом увеличения добычи в рамках соглашения ОПЕК+. А достаточно резкий скачок нефтяных цен, наблюдавшийся в последние месяцы, - это результат не существенного дисбаланса спроса и предложения, а антироссийских санкций и проблем с поставками из нашей страны.
По мнению Андрианова, наращивание добычи ближневосточным странам-членам ОПЕК сегодня явно невыгодно, они прекрасно понимают, что эффект от такого наращивания будет иметь не рыночный, а политически-спекулятивный. То есть произойдет не небольшое плавное снижение цены, соответствующее объему дополнительных поставок, а спекулятивный обвал котировок.
С этим согласен портфельный управляющий УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Скрябин. Существенные свободные мощности сейчас имеются только у ОАЭ и Саудовской Аравии, однако, резкое увеличение объемов добычи, которое может привести к существенному снижению цен, вряд ли может входить в приемлемые для ОПЕК сценарии дальнейших действий, считает он.
Есть здесь и еще один нюанс, связанный с нашей страной. Начало быстрого роста производства в ближневосточных странах будет означать обострение конкуренции на мировом рынке нефти. Фактически, это приведет к новой ценовой войне, которая, по-видимому, сместится на восток, борьба будет происходить за потребителей в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Власти Саудовской Аравии заложили в госбюджет страны на трехлетний период показатель в 50 долларов за баррель, по расчетам Международного Валютного Фонда (МВФ) саудиты могут добиться безубыточности бюджета при 66 долларов за баррель, а отдельные эксперты называют цифру в 80 долларов за баррель и более, отмечает Андрианов. Королевству по факту нужны высокие котировки, в том числе для погашения долгов, в которые она влезла во время своих попыток вести ценовую войну с Россией в 2020 году, уточняет он.
Напомним, в Российском бюджете на 2022 год заложена цена отечественной нефти Urals - 44.2 доллара за баррель. Причем если бюджет Саудовской Аравии зависит от поступления нефтегазовых доходов на 70%, а некоторые эксперты называют и большие цифры, то бюджет нашей страны на 30-40%. Поэтому обвал котировок, если такое произойдет, для Саудовской Аравии окажется болезненней, чем для нашей страны. Впрочем, действие соглашения ОПЕК+ истекает в этом году, и после этого страны не будут связаны никакими официальными обязательствами.
Прекращение действия соглашения ОПЕК+ не означает автоматического возобновления "ценовых войн", считает Андрианов. "На примере 2020 года Эр-Рияд понял, что затевать такие войны - себе дороже", - уверен эксперт.
Поэтому самым вероятным сценарием для США и ЕС будет до конца года увеличение предложения нефти из стран ОПЕК+ не больше, чем запланировано условиями нефтяной сделки. Некоторые дополнительные объемы ближневосточной нефти попадут на запад благодаря вытеснению их с рынка АТР дешевым российским сырьем. Можно также ожидать умеренного роста производства нефти в США, но пока нефтяная отрасль страны не справилась с чрезмерной закредитованостью, скачка добычи не будет. До конца года здесь ожидается рост на 300 тыс. баррелей до 11,9 млн баррелей в сутки.