Около причала возле дома 3 по Краснопресненской набережной нас ждал желто-красный теплоход МС-3 или если расшифровать - мусоросборщик №3. На его носу прикреплен гигантский черный ковш, который во время работы опускают в воду. Весь улов с ковша вытряхивают на стоящий тут же большегрузный контейнер. По правому борту расположен манипулятор со стальными клещами для поднятия тяжелых грузов. Как рассказывает "РГ" начальник подразделения флота ГУП "Мосводосток" Вячеслав Шуткин, всего в коммунальном флоте около 30 различных судов. Они курируют все четыре участка Москвы-реки от Крокус-Сити до Бесединского моста. В среднем каждое судно проходит порядка 80 км в день, и наш МС-3 не исключение. В зону его работы входит уборка центральной части реки. "Основные функции флота - очистка поверхности реки, удаление илового осадка в местах водовыпуска, уничтожение масляных и других пятен на водной глади", - уточняет Шуткин.
Со вчерашнего дня в контейнере теплохода остался "улов": листья, трава, пластиковые бутылки, а также пара детских мячей и большой рваный плакат о пользе речных круизов по Москве-реке. Все это надуло или сдуло с берега в реку сильными порывами ветра. Но вот, теплоход взял курс на Белый дом. Через минуту спустили гигантский ковш в воду. Как раз впереди заметили "островок" из листьев, веток и разноцветных пластиковых бутылок. Пара минут и эта "красота" оказалась в ковше. Затем корабль подходит к месту впадения речки Синички в Москву-реку. К слову это единственное место, где речушку можно увидеть воочию: более полувека она бежит по трубам под землей Пресненского района. Здесь новое погружение ковша и новый улов - трава, камыши и палки. "Главный загрязнитель реки в столице - это природа и погода. Если прошел сильный дождь или ветер - жди новых смытых откуда-то веток, бревен, листьев, - поясняет Шуткин. - А вот бытового хлама становится все меньше. Москвичи и гости города становятся более культурными, видимо из-за того, что облагораживается вся водная инфраструктура. Приводятся в порядок берега, набережные. Уже и неловко выкидывать в реку бутылки, фантики и упаковку от еды с борта теплохода или с парапета".
Но, случаются и забавные находки, так недавно в реке нашли велосипед. "Кто-то взял велосипед напрокат, покатался и решил, чтобы его не нашли, выбросить его в воду. Утопил. Мы вытащили манипулятором, нашли номер телефона владельца, отдали", - рассказывает Шуткин. Ближе к Бородинскому мосту замечаем большое бревно. Откуда оно почти в центре города? Можно только гадать. Тот же манипулятор, что вытащил велосипед, приготовился и подцепить бревно. Но не тут-то было, дерево качалось на волнах, а ветер гнал его дальше. На помощь поспешил один из трех членов экипажа МС-3, матрос Андрей Сухотин. Он придержал багром норовящее уплыть дерево. Клещи вцепились в дерево и бережно переложили его в контейнер. "Багор и сачки хоть и древние инструменты, а не менее важные, чем техника. Ими можно собрать мусор там, где техника недостанет", - рассказывает матрос.
Наполнившийся контейнер раз в два-три дня опорожняют, а содержимое отвозят на утилизацию. Следят за чистотой реки не только в период навигации. По словам специалистов, поверхность главной артерии должна быть круглогодично чистой, ведь судоходство продолжается даже зимой в сильные морозы. Тогда на помощь мусоросборщикам приходят два ледокола. Но это уже другая история.