Приказ о создании нижегородского Государственного центра современного искусства был подписан министром культуры России Евгением Сидоровым 16 июля 1997 года, когда никто и представить себе не мог, что со временем он расположится в Кремле, который по традиции был резиденцией областных властных структур. Идея создания таких центров принадлежала энергичной команде министерства, где Управление изобразительных искусств возглавлял Леонид Бажанов. Он и Михаил Миндлин, руководитель Московского центра современного искусства, создали ряд подобных институций, которые были своего рода инкубаторами ярких творческих идей. И первой среди равных была Анна Гор, для которой руководство нижегородским центром стало важнейшей социокультурной миссией.
Она была одной из ключевых фигур многолетней программы "Культурная столица Поволжья", которую придумал нижегородец Сергей Кириенко, когда стал Полномочным представителем президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. В 2003 году он помог добиться передачи нижегородского Арсенала от Министерства обороны РФ Министерству культуры РФ специально для нижегородского Центра современного искусства. Именно тогда это историческое здание в ансамбле нижегородского Кремля, построенное по личному распоряжению Николая I в 1843 году, обрело кавычки в своем наименовании, - гарнизонный Арсенал стал художественным "Арсеналом". В 2011 году оно было открыто для публики, и "Арсенал" в его новой ипостаси стал важнейшим местом творческих инициатив города и региона. Его деятельность отразила живущую в любых исторических обстоятельствах потребность в современном художественном высказывании.
При всем видимом консерватизме Нижнего, который ярче других живописал родившийся здесь классик отечественной литературы, город обладал скрытой от посторонних глаз потребностью в новом искусстве. "Закрытый" до 1991 года, он вбирал в себя не только отряды пролетариев, во многом рекрутируемых из недавних крестьян, но и лучших представителей научно-технической интеллигенции, ученых, конструкторов, инженеров, приезжающих сюда, в отличие от А. Д. Сахарова, по своей воле. Новаторы в науке и технологиях, они живо интересовались современной культурой. И хотя Горьковский обком КПСС отличался идеологической жесткостью, его работники не могли не откликаться на потребности значительной части жителей областной столицы. В 60-70-е годы прошлого века здесь был один из самых ярких в стране театров юного зрителя, которым руководил Борис Наравцевич (в нем начинал свою деятельность замечательный теоретик и практик театрального дела Анатолий Смелянский).
В Театре драмы, творческие основы которого в конце XIX - первой половине ХХ века заложил выдающийся антрепренер и режиссер Н.И. Собольщиков-Самарин, работали талантливые актеры и среди них - А.Н. Самарина, В.Я. Дворжецкий, В.В. Вихров. Репертуар фестивалей "Современная музыка", который начали проводить в 1962 году, во многом определял уникальный дирижер И.Б. Гусман. Он не боялся включать в концертные программы произведения композиторов, которые тогда невозможно было исполнять в Москве или Ленинграде, - А. Шнитке, С. Губайдулиной или Ю. Буцко. Линия приверженности современной музыке укрепилась после того, как в 1973 году О.Н. Томину назначили художественным руководителем Горьковской филармонии. Именно она в 1992 году инициировала Международный фестиваль им. А.Д. Сахарова. Тогда же в 1990-е нижегородские архитекторы показали высокий класс по развитию городской среды, с большим вкусом вписывая новые постройки в историко-культурный ландшафт...
Вспоминаю обо всем этом не для того, чтобы умалить значение "Арсенала", - напротив, желая подчеркнуть его органическую необходимость для города и горожан, для общероссийской художественной жизни.
Он обрел новое качество, став в 2020-м филиалом ГМИИ им. А.С. Пушкина, - со временем подлинное искусство теряет в актуальности и устремляется в вечность. Достаточно вспомнить импрессионистов, которых с такой щедростью демонстрируют сегодня российской публике в музеях на московской Волхонке и петербургской Дворцовой площади.
И что не менее важно, такие креативные центры стимулируют создание творческой среды, которая в свою очередь рождает необходимые для региона социальные и художественные смыслы. Они становятся особенно востребованными в пору важнейших событий, которые имеют не только региональное, но и общероссийское, а то и международное значение. Проведение в Нижнем матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году, а затем 800-летие города и 200-летие Нижегородской ярмарки соединили усилия команды нового губернатора Глеба Никитина и представителей креативного сообщества. Без политической воли было бы трудно реализовать идеи архитектора Дарьи Шориной, волшебным образом преобразившие Стрелку и набережные Оки и Волги. Было бы невозможно проводить конкурс на звание "культурного района" города, которым занимается А. Гор. Всего не перечислишь...
Правильные люди оказались в правильном месте в правильное время.